Премия "Малый букер"

 

Литературный интернет-журнал "Периферия" (автор - Сергей Ташевский)
http://www.kulichki.net/periferia

Проект "Периферия" существует в сети Интернет с марта 1999 года, а с марта 2000 года представлен и "бумажной" версией. На сегодня выпущено 52 сетевых номера, и три восьмиполосных газеты, каждая тиражом 1000 экземпляров. Кроме того, регулярно происходят выступления авторов "Периферии" в московских клубах.
В Интернете "Периферия" - это литературный еженедельник, журнал, объединяющий, с одной стороны, группу единомышленников, а с другой - достаточно широкий круг авторов, поскольку один из его лозунгов: "Периферия - больше, чем замкнутый круг", то есть речь идет не об изолированном издании какой-либо литературной группы или направления. И, тем не менее, "Периферия" по своей идее значительно отличается от большинства литературных сайтов в русском Интернете, представляющих "все любопытное и талантливое". В чем это отличие?
Прежде всего - в цели, которую преследует этот проект. С самого начала он создавался как своеобразный противовес банальному ("центральному", "уравновешенному", "самодостаточному") мировоззрению, как попытка объединить все литературные опыты, реально выводящие за пределы такого взгляда на мир. Однако речь идет не о разрушении традиций (в котором современный постмодернизм преуспел настолько, что уже ценит на вес золота каждую ценность, подходящую для разрушения и ниспровержения), а как раз наоборот - о восстановлении культурной вертикали, о поиске смысла человеческой жизни. Впрочем, для интернет-проекта это может показаться слишком пафосной целью, и, хотя именно так ее можно было бы сформулировать в общих словах, постараюсь изложить задачи "Периферии" конкретней.
Прежде всего, "Периферия" предлагает эстетический критерий оценки любой мировоззренческой позиции. То есть - любая формула отношения человека к окружающему миру кажется заслуживающей внимания в той степени, в какой она не вторична, не надумана, и в той мере, насколько она гармонична в контексте сегодняшней жизни и реального человеческого опыта. В частности, с этой точки зрения и постмодернистский, и "почвеннический" подходы к реальности видятся равно противоестественными формулами, ослабляющими напряжение экзистенциального поиска. Именно это напряжение и представляется основным критерием, по которому отбираются тексты в "Периферию".
Разумеется, от авторов требуется и достаточный профессионализм, однако нам всем хорошо известно, что ремеслу можно научиться, и более того - в современном культурном пространстве за профессионализм часто принимается искусство подражания и интерпретации. Это, несомненно, минимально необходимые умения, но степень их совершенства, как ее ни оценивай, меняется от автора к автору не столь сильно. И, выставляя оценки лишь за эти способности, современная литература рискует проглядеть нечто более важное. "Периферия" же самим фактом своего существования пытается это важное если не определить - так, по крайней мере, обратить на него внимание, очертить круг ценностей.
"Периферия" как литературный проект существует, чтобы связать пространство текста и пространство эмоций, чтобы показать наличие сверхзадачи не только в литературе, но и в человеческой жизни. Сегодня многим кажется, что само обращение к понятию сверхзадачи снижает критерии, предъявляемые к уровню художественного текста, превращает творчество в графоманию, в пропаганду идей, в утверждение своей точки зрения. Но литература как поле самоутверждения теряет всякий смысл, если задать более внятный вопрос о ценности человеческого существования, о миссии человека. Другими словами, тексты, представляемые "Периферией" - это зачастую не послания автора, адресованные социуму (что является лейтмотивом современной российской литературы), а послания-поиски, адресованные самому себе, и имеющие значение для других именно потому, что в них выражен неадаптированный, собственный опыт экзистенциальных вопросов и ответов.
В общих чертах такова задача проекта, пути же ее решения выражены в подборе текстов, из которых сегодня можно уже составить небольшую библиотеку. Авторы журнала (а их более 50) - люди с самым разным мировоззрением, пишущие в разных стилях и жанрах. Большая часть их сегодня известна читателям по литературному Интернету, по журнальной и газетной периодике, многие еще молоды, для кого-то страницы "Периферии" стали первым местом публикации. Все, что их объединяет - это незаемность убеждений, искренность, напряженность поиска ответов на экзистенциальные вопросы, смысловая и семантическая насыщенность текста.
В современной культурной ситуации, когда русскоязычная литература порой провозглашается несуществующей, а ее традиции исчерпанными, "Периферия" пытается показать реально происходящие в нашей словесности процессы. Они сегодня не в центре внимания социума, они "на периферии" той литературы, о которой идет речь на конгрессах славистов, которую обсуждают в интернет-журналах и на страницах искусствоведческих изданий. В равной степени литература "Периферии" удалена и от массовой культуры, пытающейся ввести текст в список объектов потребления. Насколько такая ситуация неизбежна для сегодняшнего состояния общества - вопрос другого плана, но если есть шанс что-то изменить, то начинать надо с "Периферии".
"Периферия" - неброское название, однако литература, которую она представляет, не нуждается в рекламе. Но и подобные фразы мы привыкли воспринимать как рекламный ход - может быть как раз потому, что в рекламе нуждаемся мы сами. Речь же о другом - о желании противопоставить культуре потребления культуру как пространство экзистенциального поиска.
Сегодня на сайте "Периферии" в текущем номере и архивах представлено более 100 текстов, размещенных в пяти разделах. Это - "Тексты, организованные с помощью ритма" (поэтические подборки), "Тексты, организованные с помощью смысла" (проза, эссе, мировоззренческие статьи), "Тексты, организованные с помощью случая" (парадоксальные зарисовки, высказывания, игровые тексты), "impression" (раздел еженедельных впечатлений, своеобразный дневник), и "новости жизни" (раздел, в котором культурные и общественные события представлены под тем или иным углом зрения - в зависимости от автора, ведущего рубрику). Граница между этими разделами, разумеется, достаточно условна, как и любая рубрикация, однако сами они в какой-то степени отражают представление о творческой иерархии, о вертикали, в которой происходит создание литературного произведения.
Архив журнала за все полтора года существования полностью доступен. Периодичность выпусков - от двух до пяти в месяц. Подбор материалов и техническое осуществление проекта целиком осуществляется его автором.
Как уже говорилось, "Периферия" выходит за рамки интернет-проекта, и в ее бумажной версии (выпускаемой совместно со студенческой газетой Москоского Международного Университета приблизительно раз в полтора месяца) представлены не только тексты, опубликованные в Интернете. Эти номера бесплатно распространяются по московским клубам и книжным магазинам. Кроме того, поэтическая группа "Согласование времен", составляющая костяк постоянных авторов "Периферии", проводит выступления в московских клубах.
Можно ли считать "Периферию" существенным литературным проектом? По своей популярности и посещаемости сайт находится отнюдь не на первом месте в литературном Интернете, но в проводившемся недавно Рейтинге Литературных Сайтов (РЛС) занял довольно высокую позицию. Вообще же "Периферия" среди прочих литературных ресурсов стоит несколько особняком - что вполне соответствует бытующему сегодня отношению к литературе, не играющей в социальные игры, не ставящей себе задачу добиться успеха любой ценой. Но, тем не менее, хотелось бы привлечь некоторое внимание к этому проекту - не столько с целью его большей "раскрутки", сколько из желания найти единомышленников, обратить внимание на некоторых авторов журнала, и, возможно, опровергнуть тезис о "мертвости" современной российской литературы. Вот почему написана эта заявка.

Адрес журнала: http://www.kulichki.net/periferia

Мой почтовый адрес: Москва, Малый Палашевский пер., д.2/8, кв.17
телефон 2023424,
e-mail tznak@hotmail.com

Сергей Ташевский
(автор проекта "Периферия", поэт, выпускающий редактор газеты "Первое сентября", и прочие пустяки...)

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА