Премия "Малый букер"

 

О "ПРЕДЛОГЕ"

На страницах Литературно-художественного альманаха "Предлог" (объем 12 п.л.) представлена проза, поэзия, мемуары и историко-литературная эссеистика.
Бытует представление, что современный рынок печати до предела насыщен изданиями любой тематики. Действительно, глаза разбегаются. Казалось бы, чего только нет!... Кое-чего, увы, как раз нет. Или в небольших количествах и дозировках.
Ассортимент книжных лотков и прилавков поляризован. С одной стороны, изобилие изделий масс-культа и прикладной литературы, а с другой - произведения модных, "раскрученых" писателей. Ориентированные зачастую на любителей якобы интеллектуальной эквилибристики, стилистических и мировоззренческих задач и загадок. Конечно, схема гораздо сложнее, но, если отвлечься от переизданий и переводов, на нынешнем рынке не так-то просто найти что-нибудь для души. Скажем, книгу, автор которой принимал бы читателя всерьез, относился бы к нему с уважением, позволяющим надеяться на взаимность и солидарность.
Немало в нашей стране нормальных людей, обладающих достоинством и здравым смыслом и не утративших интереса и вкуса к жизни - своей и своих современников. Предпочитающих речь о насущном и разговор по существу. Если такой человек берет в руки книгу, то привлекателен для него не столько лакей, шаман или якобы интеллектуальный фокусник, сколько заслуживающий доверия собеседник, реальный жизненный опыт которого, запечатленный в слове, при всем его своеобразии соприроден, а не чужд читательскому.
Да и на что, кроме нажитого или сопережитого опыта, можно полагаться в эпоху оголтелого манипулирования общественным и художественным сознанием. Не случаен, а вполне осознан ощутимый крен нашего издания в сторону жизнеописаний, в историю частного человека, изложенную честно и внятно, пусть даже в ущерб "чистой" (то есть зачастую витиеватой и высосанной из пальца) беллетристике.
Отметим, что политику или, скажем, экономику мы не то чтобы игнорируем, но не акцентируем на них внимания (охочих до этого и без нас предостаточно). В достоверно запечатленном мироощущении современника эта проблематика так или иначе проявится. Охотно печатали бы публицистику, но период полураспада даже лучших образцов этого жанра - неделя, а мы выходим раз в три месяца.
И кстати - о консерватизме, об отстраненности от нынешней культурной ситуации, упреки в которых нам уже доводилось слышать. Во-первых, мы работаем над привлечением молодых начинающих авторов, которые, надеемся, в скором времени будут эту самую ситуацию в некоторой мере определять. А во-вторых, мы действительно в большей степени хотели бы иметь возможность "остановиться, оглянуться", чем поспевать за прихотливыми веяниями времени. Тем более, что время не слишком пристально и справедливо в оценках, - сколько всего оно прошляпило, профукало, проглядело...
Именно вследствие нашего консерватизма мы уделяем много места и внимания поэтическим подборкам. Положение, когда критики поощрительно похлопывают по плечу издателей за то, что те "стихов не печатают", нам представляется весьма характерным, но неприемлемым. Поэзия - с ее концентрированностью, иерархичностью и даже косностью - это становая жила духовной культуры. Возможно, во времена постоянных "лиссабонских землетрясений" многим и не до нее, но, что касается судьбы отечественной литературы, больше практически нечего противопоставить процессам повсеместной деструкции и безудержного возрастания энтропии.
Несколько слов о природе нашего издания. Своего рода историко-методологический экскурс. Лет десять тому назад в Москве была издана любопытная антология "Русские альманахи", посвященная событиям полутора-двухвековой давности. Из вступительной статьи (В. И. Коровина) к этой книге читатель мог узнать, что "альманах - это такой тип издания, в котором напору торгашеского бесчестия литераторы бросали вызов, смыкаясь в кругу либо единомышленников либо друзей". Звучит вполне злободневно, не правда ли?
Тот "альманашный период" возник в первой трети XIX века как утопическая реакция на стремительную профессионализацию литературной деятельности. В дальнейшем идеалы братства, творческого союза порождали всевозможные неформальные объединения - литературные "вторники", "среды", "пятницы", журфиксы и даже "беллетристические обеды", влияние которых на формирование общественного и культурного климата эпохи не следует недооценивать. Последующие метаморфозы - уже в новое время - этого феномена интересны, но безотрадны, и не о них сейчас речь.
Речь о том, что происходит сейчас, в наши дни, когда литературный профессионализм себя отчасти изжил, отчасти дискредитировал. Профессиональный поэт сегодня - это нонсенс, если не оксюморон. Да и прозаик... если только он не состоит в штате кооператива по производству детективов или Библиотеки Конгресса. Так вот, весьма вероятно, что на обратном пути превращения в личное дело каждого пишущего литература вновь пройдет "альманашный период" - то есть станет делом сподвижников и соратников... Вскользь и несколько утрируя, заметим, что если журналы издают редакторы (кто бы в этих должностях ни состоял), то альманахи - сами авторы (собственно редактуру мы стремимся свести к неизбежному минимуму).
Разумеется, мы не намерены ограничивать число участников нашего литературного проекта. В готовых уже номерах представлены авторы из Одессы, Харькова, Санкт-Петербурга, Костромы, Чернигова, Нижнего Новгорода... В нашем "портфеле" - рукописи из Лондона и Владимира,Красноярска и Тель-Авива. Мы рассчитываем на расширение этого круга за счет всех, кем человеческая разобщенность переживается особенно остро. И потому не в последнюю очередь - за счет наших читателей.

Редакционная коллегия альманаха "ПРЕДЛОГ"

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1