Премия "Малый букер"

 

Валерий Шубинский (С.-Петербург)

Литературное общество "Утконос"

Цель проекта - заполнение лакуны в литературной жизни города. Проблемой Петербурга в последнее десятилетие являлся недостаток литературного общения (речь идет прежде всего о представителях молодого поколения, участниках актуального культурного диалога). Если почти полное отсутствие в городе качественных литературных журналов - пробел, восполнение которого усилиями одного или двух-трех людей в нынешних условиях едва ли возможно (прекращение "Сумерек" и, затем, "Митиного журнала", отсутствие новых изданий такого уровня - печальное подтверждение тому), то возможности организации публичных вечеров, дискуссий, чтений сохраняются. Многочисленные площадки для выступлений (музеи, театры, клубы, творческие центры) используются недостаточно. Разумеется, все это относится в первую очередь к поэзии и "малой прозе".
С другой стороны, еще несколько лет назад наблюдалась неоправданная "поляризация" литературной жизни. Группы авторов, ориентирующиеся на советские литературные традиции, с одной стороны, и на интернациональный постмодернизм - с другой, фактически разделили между собой литературные площадки. Между тем петербургский неомодернизм (восходящий к андеграунду 1970-80-х) оказался - особенно после прекращения существования журнала "Вестник новой литературы" - лишен собственного культурного поля.
В этой обстановке в декабре 1995 года возникло литературное общество "Утконос". Из всех приватных литературных клубов Петербурга "Утконос" - самый долговечный.
Общество не имеет фиксированного членства. В разное время в его работе принимали регулярное участие Сергей Стратановский, Сергей Вольф, Светлана Иванова, Дмитрий Болотов, Евгений Мякишев, Игорь Булатовский, Всеволод Зельченко, Виктор Ефимов, Илья Кучеров, Владимир Симонов, Арье Ротман, Валерий Дымшиц, Сергей Степанов. Наряду с ними еще несколько десятков авторов участвовали в нашей работе эпизодически или на правах почетных гостей.
Направления работы:
Организация литературных вечеров. За пять лет проведено более 60 вечеров и чтений. Существует 2 формата таких выступлений:
а. Камерные вечера "для своих", в небольшом помещении, без широкого оповещения. На такие вечера, как правило, собирается от 15 до 40 человек. Чтение сопровождается широким обсуждением прочитанного, общей дискуссией. Примеры: открывший "Утконос" вечер Александры Петровой; вечер В.Зельченко, И.Булатовского и Полины Барсковой (март 1996); вечер прозы В.Симонова и Д.Болотова (сентябрь 1996), 2 вечера молодой поэзии (1997-1998); представление книги Владимира Губина "Илларион и карлик" (июнь 1998); чтение отрывков из романа В.Ефимова "Детство Азраила" (май 1999).
б. Большие публичные вечера, в больших залах, рассчитанные на более широкую аудиторию. Посещаемость таких вечеров - от 50 до 120 человек. К этой категории относятся ежегодные чтения всех "утконосовцев", завершающие сезон (проходят в июне) и новогодние чтения, участники которых, наряду со своими, читают чужие стихи по выбору. Наряду с собственно "утконосовцами", в таких вечерах участвовали Виктор Кривулин, Николай Кононов, Сергей Завьялов, Дарья Суховей и др. К этой же категории относятся сольные вечера некоторых широко известных и редко выступающих в Петербурге авторов. Так, организованный "Утконосом" вечер Елены Шварц в Музее Достоевского в июне 1996 сопровождался аншлагом, при том, что в те же самые часы на Дворцовой площади выступал перед избирателями Б.Н.Ельцин. Таким образом, вечер вылился в своеобразный культурный эксперимент - определение значимости поэзии в жизни общества. Значительную аудиторию привлекли также вечера Льва Рубинштейна (весна 1996) и Дмитрия Волчека (июль 1998, совместно с Петербургским Литературным Салоном).
Пример сотрудничества с другими культурными проектами - вечер авторов журнала "Сумерки" (ноябрь 1999), связанный с попыткой возрождения этого журнала. Сезон 2000/2001 открывается вечером Александра Миронова (21 октября 2000).
Следует отметить, что хотя "Утконос" имеет достаточно четкую эстетическую программу (см. статью в "Литературный Санкт-Петербург") и ориентирован на сохранение традиции высокого модернизма в постмодернистском контексте, к участию в вечерах привлекаются далеко не только наши единомышленники (к числу последних трудно отнести, скажем, Л.Рубинштейна). Наша позиция предусматривает диалог со всем ценным и самобытным в современной культуре. Отсюда - второе направление нашей деятельности - дискуссии.
В 1997-1998 совместно с Петербургским Литературным Салоном (куратор - С.Завьялов) организованы круглые столы на темы: "Проблема формы в современной поэзии" и "Проблема автора в современной поэзии". В дискуссиях участвовали А.Скидан, Г.Морев, Д.Голынко-Вольфсон, Н.Кононов, В.Ефимов, Ж.Сизова и др.
Организация чтений и дискуссий стала возможной благодаря наличию ряда постоянных площадок.
Первоначально "Утконос" собирался в книжном магазине "Эзро". После его закрытия (февраль 1996) - в театре ДаНет в Центре Соовременного искусства на Пушкинской,10; после закрытия части Центра на ремонт - в галерее Арт-Клиника (также относящейся к Центру), затем в 1997-1998 - в Центре Современной Литературы и Книги на Васильевском Острове и, наконец, с мая 1999 - в Музее Ахматовой. Одновременно "Утконос" регулярно устраивал вечера в Музее-квартире Достоевского и музее-квартире Пушкина на Мойке, 12.

Издательская деятельность:
Грант Фонда Сороса, полученный В,Шубинским в 1995 году, позволил выпустить несколько книг в рамках поэтической серии "Утконоса".
1) Елена Шварц, "Mundus imaginalis" (1996) - книга включает поэтические циклы разных лет, в которых лирический субъект нетождественен автору, в том числе "Кинфию" (первая полная публикация знаменитого цикла), "Арно Царт", "Цыганские стихи" и др. Тираж 1000 экз. Распродано за 2-3 месяца.
2) Сергей Петров, "Избранные стихотворения" (1997) Сост. В.Шубинского и А.Петровой. Сергей Владимирович Петров (1911-1988) - один из интереснейших поэтов, являющихся связующим мостом между Серебряным Веком и позднесоветским андеграундом, выдающийся переводчик. Тираж 500 экз. Книга разошлась в рекордные сроки.
3) Виктор Ефимов, "Сестра Исиды" (1997), первая книга стихов.
4) Валерий Шубинский, "Имена немых" (1998), новые стихотворения.
5) Илья Кучеров, "Морской конек" (1999), первая книга стихов.
6) Виктор Ефимов, "Песня Августе-Иве" (1999), книга стихов.

В настоящее время создается сайт "Утконоса". На нем будут размещены тексты основных авторов, сотрудничающих в литературном обществе, и теоретические статьи.

Предполагаемые издательские проекты:

1. Литературный сборник "Утконоса" Избранные тексты. Вечера "Утконоса" - хроника. 1995-2000.
2. Олег Юрьев. Избранные стихотворения 1979-1999.
3. Сергей Вольф Новые стихи.
4. Дмитрий Болотов "Роман Бо"
5. Дмитрий Болотов. Стихотворения
6. Виктор Ефимов Детство Азраила (роман).

ПРЕССА:

Большинство вечеров с 1997 отражено в газете "Литературная жизнь Санкт-Петербурга" и в хронике, печатавшейся в журнале "Питербук". Более развернутые материалы, посвященные "Утконосу":

С.Иванова "Литературные салоны Санкт-Петербурга" Итоги, 1996, 9 июля.
В.Шубинский, "Кто такой утконос?" Литературная жизнь Петербурга, № 1, Сентябрь 1997
См. также В.Кривулин, "Охота на мамонта", Спб, 1998, стр.55.

КТО ТАКОЙ УТКОНОС?

Утконос - животное в высшей степени замечательное. Во-первых, это существо синкретическое. Утконосихи откладывают яйца и кормят детенышей грудью. То есть - утконосы принадлежат одновременно двум царствам, двум мирам. Во-вторых, утконос живет чёрт знает где, в Австралии, и приходится близкой роднёй такой мифологической твари, как ехидна. В-третьих, утконос - реликтовое животное.
На вид утконос некрасив. Средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Но своими перечисленными выше качествами он родственен современному художнику. Поэтому несколько петербургских писателей (в основном поэтов) сделали его тотемом созданного ими литературного общества.
Среди них - такие известные и заслуженные в петербургской литературной среде люди, как Сергей Вольф и Сергей Стратановский, и совсем юные авторы. Наряду с поэтами, среди постоянных участников "Утконоса" есть прозаики (в частности, Владимир Симонов) и переводчики (Валерий Дымшиц, Сергей Степанов). В вечерах "Утконоса" принимали участие Елена Шварц и Виктор Кривулин. Хотелось бы подчеркнуть, что, в отличие от других литературных клубов города, (например, галереи "Борей"), у "Утконоса" нет фиксированного членства.
Каковы же эстетические принципы, объединяющие "утконосов"? Чтобы ответить на этот вопрос, выскажем несколько общих соображений, касающихся современной культуры.
Человек, осознающий нынешнюю культурную реальность - реальность, как принято говорить, "постмодернистскую", оказывается перед жестким выбором. В течение столетия критерий новизны - содержательной, духовной, формальной - был для европейского читателя главным при определении ценности и значительности произведения. Однако в нынешней ситуации этот критерий оказывается ложным. Перед художником открываются два пути: либо перенос внимания с самого произведения на социокультурный контекст, на бытование текста в общественном сознании (поскольку здесь еще сохраняется иллюзия "нового")... Это путь, к примеру, концептуализма. Либо писателю остается вообще забыть про "новизну" и сосредоточиться на внутренних свойствах художественного произведения - его гармоничности, духовной наполненности. Для этого он должен, как минимум, верить в реальность этих понятий, а это предусматривает внутренний консерватизм, а следовательно - и консерватизм отношения к форме. Я хотел бы подчеркнуть: консерватизм отношения, а не формы как таковой. Необязательно писать ямбом и в рифму - важно понимание необходимости формальной организации стиха. Текст может быть "заумным" - если художник в принципе верит в способность слова нечто выразить и высказать. "Новым" же оказывается только сам акт творчества: энтропия и необходимость сопротивления ей помимо нашей воли обрекают нас на новизну.
Спор этих двух путей - это, как ни забавно, продолжение старого конфликта "гражданского" и "чистого" искусства. И если, скажем, для шестидесятников (XX века) он стоял в несколько иной форме и плоскости, то лишь потому, что они (по капризу истории) жили не только в своем времени, а порою словно проваливались на сто лет назад. Сталинская эпоха лишила их целого века мировой культуры, и они открывали для себя одновременно Рембо и битников, Ван Гога и Энди Уорхола. Вот уж для кого новым было все! В семидесятые годы - в московских спорах концептуалистов и "Московского времени" с "метареалистами" и в петербургской "второй культуре", линия раздела стала намечаться. Но лишь десятилетие спустя она возникла со всей определенностью. В 1985 году, почти одновременно, в Петербурге появились "Митин журнал" - орган молодого "поставангарда" (термин мой, за неимением лучшего), и литературная группа "Камера хранения", объединившая четырех на тот момент молодых поэтов и призванная (по мысли ее основателей) стать оплотом "нетрадиционного традиционализма", вертикально-ориентированной, "сущностной" культуры.
"Утконос" не является, конечно, преемником или наследником ни "Камеры хранения", ни, скажем, Ассоциации "Новая литература", объединявшей бывших активистов культурного андеграунда и несколько лет назад весьма успешно занимавшейся издательской деятельностью. Но участие в "Утконосе" - знак определенной культурной ориентации. Две уже выпущенные обществом книги - сборники стихотворений Елены Шварц и Сергея Петрова - дают представления о ее возможных границах.

* * *

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1