Сергей Тетерин

"МАНИФЕСТ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" Алексея Андреева


Ну что же, после краткого вступительного реверанса перейдем собственно к теме.
Начнем с первого, что приходит на ум - "Манифеста Сетевой Литературы" милейшего Алексея (Лехи) Андреева.
Этот поучительный документ общеобразовательного характера был вывешен на "Журнале.Ру" немного, кажется, позднее изобретения электричества. Как и подобает истинно каноническому тексту, ни разу не обновлялся. Весь документ приятно разбит на параграфы, каждый из которых самым естественным образом чему-нибудь посвящен.
В самом начале А.А. сразу же признается, что "написать какой-нибудь манифест - искушение", а потом добавляет: "Но писать манифест - грязное дело...", потому что "в лучшем случае скажут: "ну вот, еще один открыл и без того известную Америку". Затем автор на всякий пожарный договаривается с читателями, что все им написанное пойдет под грифом "IMHO". И далее самовыражается без опаски.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ: вот, блин, настали конские времена, когда издание поэзии неприбыльно, а поэзии молодых и неизвестных - вообще убыточно. В Японии XII века, когда там жили меценаты-микадо, поэтические сборники издавали из высших соображений. А у нас это настолько бизнес, что хоть в петлю лезь.
Но на самом деле гораздо лучше вылезть в Интернет, потому что здесь можно свободно публиковаться и представать перед не ограниченными ничем читателями в чистом виде. То есть нам предлагается писатель как чистая идея, не замутненная возрастом, полом и национальностью. Это как бы идеал.
А опубликовавшись, писатели могут немедленно получать разнообразные и, главное, честные комментарии от читателей. Из этого всего выводится ПРОГРАММНАЯ ФОРМУЛА: "Сетевая литература - это не наркотик "индустрии развлечений" и не орудие пропаганды, а форма взаимодействия, с помощью которой люди делятся мыслями, впечатлениями, улыбками, фантазиями - т.е. форма ненавязчивого общения". Общения, прошу любить и жаловать, международного.
Чтобы все это не слишком показалось медом, А.А. упоминает и о "минусах" сетевой литературы. Кажется, главнейшим он считает чрезмерный процент программистов в среде сетевых литераторов.
Далее автор вскользь касается щекотливой темы копирайта в Сети, а затем... ну, читатель, держись! - не в силах себя сдержать, автор выплескивает с экрана собственные идеи по поводу хаоса в Сети. Автор сообщает, что он на самом деле не литератор - он занимается Хаосом, точнее, моделированием Самоорганизации. А то, что ему дали призы в конкурсах поэзии - "это просто удачные эксперименты, вот и все".
В несколько туманном теоретическом пассаже о Хаосе, как мне кажется, отразились естественные для творческой натуры мечтания о всеобщей гармонии и о гармонии в Интернете в частности. То есть подсознательно Интернет мыслится как некий чудесный Храм, в котором не должно быть беспорядка. Автор это и доказывает: то, что мы воспринимаем как беспорядок в Интернете (огромная мусорная яма, бардак и пр.), на самом деле только видимость, за которой скрывается тонкая, на глобальном уровне работа по самоорганизации: "Скажем, мы видим, что кто-то сносит дом или перерывает двор - для нас это выглядит бессмысленным, но если посмотреть с вертолета, может оказаться, что здесь строится улица, которая вполне вписывается в "сетку" города".
После космических предположений мы без какого-либо перехода - бац! - опять падаем на грешную землю рассуждений о сетевой литературе. А.А. рассказывает о сетевых конкурсах, издательствах и журналах, заявляет о том, что "зарождение "новой классики" происходит у нас на глазах, и каждый может принять участие в ее отборе". Это радует. А завершение "Манифеста Сетевой Литературы" подозрительно напоминает некролог: "Потому что, как это не прискорбно, Чехов действительно умер. И Бродский тоже. А я - еще нет. Или, если хотите, ИНТЕР-НЕТ."
Уф-ф!.. Пересказал... Теперь угадайте, чего нет в моем пересказе? На чем я так сократил скроллинг?
Правильно. Я сократил весь (почти) андреевский эгоцертризм: о том, как Андреев неудачно ходил в американское издательство, как Андреев не мог подлезть за автографом к Евтушенко, на каких конкурсах и сколько Андрееву надавали призов, а также целый ворох попутной андреевской переписки типа:
>Spasibo!!! Ochen' verno, ochen' zdorovo i ochen'
>professional'no...
>I
И так далее. Все это не просто похоже на саморекламу - это и есть самореклама. Слишком много саморекламы. Помнится, в самом начале автор указал, что он будет писать "в основном о современной поэзии (или просто о своей собственной), а также о тех тусовках и явлениях, в которых я участвовал". Вспоминается и второе название "М.С.Л.": "Личный Опыт Поэтической Независимости". Стало быть, все честно - автор предупреждал, что это текст в основном про него, любимого. Какие претензии. Но почему тогда это еще и "Манифест Сетевой Литературы"? Чтобы "Рамблер" не забывал?
(Общее недоумение. Занавес.)
Ну вот, с этим вроде бы все. На самом деле сие - пустяк перед лицом той Вечности, которая нас окружает. На сегодня я уже объелся манифестов, так что до новых встреч в эфире.

АРТ-МАНИФЕСТЫ!
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА