Жалко, у меня эти стихи как-то вылетели из головы,
когда Авдея Тер-Оганяна отдавали под суд за надругательство
над иконами. А то можно было бы возбудить процессы о кощунстве
сразу против всех - и всей патриотической прессы, восхваляющей
автора этих вот сочинений, и против Министерства Образования,
заставляющего детей учить вот такое в школе, и против Лужкова,
поставившего вот такому автору памятник, и проч. и проч. Я
все к Маяковскому апеллировал - но Есенин, конечно, еще лучше:
оплот патриотизма и русской духовности!
2.
Что до мнения автора о самом Есенине С., если кому интересно,
вот оно.
В течение 1980-х годов автор этих строк был представителем
того течения общественной мысли, которое утверждает, что причина
всех бед России и русских от крепостного права и советской
власти до плохих дорог и склонности к запойному пьянству лежит
в нас самих: в особенностях русского национального характера
и склада ума. И что пока мы, русские, не осознаем этого и
не станем на путь исправления - так всегда и будет: то недород,
то Жириновский.
Теория, вообще говоря, мало популярная в городе
Тюмени, и квалифицируемая тюменским населением как русофобия.
Собственно, автор этих строк, вот единственный, кто здесь
и был такой русофоб.
Сильно ему все, что он наблюдал вокруг, ох, не нравилось:
холод зимой, жара летом, непролазная грязь весной и осенью,
безумные расстояния от любого пункта А до любого пункта Б.,
менты, гопники, паспортная система, тулупы, фуфайки, водка,
общаги, казармы, История КПСС, и проч., и проч., и проч. Вплоть
до собственной персоны, которая нет, чтобы --- ---, а только
и знает, что нажраться водяры да и ну проявляться в полный
рост то Федором Павловичем Карамазовым, то и вовсе каким-нибудь
Лебезятниковым.
В 1985-87 гг. он в этом и видел главную причину
неправильности своей жизни: в том, что вокруг - Россия, и
он сам - русский.
В 1989-91 годах стало так: друзья в лице Ю. Шаповалова, А.
Струкова и др. давай автора этих строк за это стыдить, давай
давать читать ему журнал "Наш Современник" и аналогичные,
откуда он и узнал: все наоборот: русские - самые что ни на
есть молодцы, а в том, что все не так, виноваты коммунисты
и евреи.
Тут я тоже давай являться патриотом, и даже патриотизма
ради изо всех сил стал пытаться Есенина с Рубцовым полюбить.
Но ничего не выходило: ни Есенина, ни тем паче
Рубцова, ни вообще ничто русское я полюбить никак не мог себя
заставить. Ни русскую еду - щи, кашу, репу и редьку; ни русскую
одежду - лапти, онучи, армяки, зипуны; ни русскую природу
- курные избы, скудные селенья, сырые леса и серое небо; ни
русское, как уже говорилось, искусство; ни русских белобрысых
отроков в посконных рубахах, ни --- ---
С ужасом я все больше и больше подозревал, что видать есть,
есть во мне все-таки прожидь, которая от всего этого меня
и отвращает.
Но меня моя птичка успокоила:
- Да ты просто другой русский! - сказала она мне. - Русские-то
- разные бывают!
Тут я и вскинулся: точно!
Бабка моя, например, донская казачка-староверка - она тоже
всего этого терпеть не может!
Ибо это все - кацапство!
А мы - казаки !
После такого рассуждения я успокоился и стал
все вышеперечисленное не любить со спокойной душой.
24 ноября 1995, пятница, 4 утра.
3. Но вот готовясь устроиться вести на радио
передачу о поэзии (см. Радио "Надежда"), стал я
все-таки пытаться сформулировать: почему же мне все-таки Есенин
так и никак, хотя вроде и все при нем: и рифмы, и метафоры,
и всякое, короче говоря, "художественное мастерство" - в наизначительнейших
количествах. А вот ну никак!
Стал стараться сформулировать - потому что, если
вести беседы в прямом эфире, то про Есенина уж, конечно, обязательно
спросят - и отвечать придется.
И довольно долго я никак не мог придумать формулу.
Но теперь вроде придумал.
Вот она: да - истеричный алкаш!
Собственно, меня алкоголизмом не испугаешь, я
и сам алкоголик, но Есенин - это из той разновидности алкоголиков
- есть такая - с которыми пить - что мешки таскать. Который
после первой рюмки начинает плакать, рыдать, всхлипывать,
жаловаться и жаловаться на жизнь, восклицать "Эх, земеля!",
рвать на груди рубаху, и, хватая тебя за грудки и брызгая
слюнями и соплями, требовать сообщить ему, что ты его уважаешь.
И всю пьянку - заниматься только этим, ни разу не заведя -
и не дав никому из других пьющих - завести беседу на какую-нибудь
другую, нейтральную, общечеловеческу, а не о погибшей жизни,
тему, и ни разу не пошутив, и ни разу не рассказав там, анекдот,
или что-нибудь в этом духе.
Такие алкаши есть, я с ними знаком, но пить с
ними - - -
Я лучше один напьюсь, чем - - -
4. Самым главным наследником Есенина по части
всякой есенинщины - от алкоголизма до всенародного прямо поклонения
принято считать, как известно В.Высоцкого - "Кони привередливые",
"И не церковь, ни кабак", и т.д.. И вот: если кого
интересует мое мнение, то мне гораздо симпатичней именно Высоцкий:
у него кроме рыданий, еще есть шутки, юмор и ирония.
5. А меж тем, если подумать, я ведь именно сам
именно есенинщиной и занимаюсь! Сочинением "песен забубенных
о моей головушке".
И это так.
Причем сначала я это делал сознательно и в общем
в пародийных целях - все эти "братцы" и т.д. - пародируя
именно есенинско-высоцкую ультранародность - а потом приросло,
и я погрузился в это вроде бы и действительно всерьез.
|