Мирослав Немиров

Я лето полюбил


***
Я лето полюбил.
А раньше его не любил.
Раньше я сильно его не любил,
А вот теперь полюбил.

Четыре года еще, дурак,
Назад я его не любил,
Но вот уже три года, значит, как
Наоборот, полюбил.

И длительную жару
И медленную пустоту
И прочее туру-туру
И даже и труту - туту.

И возвращаться домой -
Да хоть, например, из кино,
По улице длинной, пустой -
И как так все озарено,

И, значит, бренча ключом,
Стоять, ожидаючи лифт,
К стене привалившись плечом,
Усталый такой как шериф,

- за то вот йго и полюбив.

Надым, июль 1990 г.

На самом деле данное стихотворение есть часть сообшения автора этих строк под названием Видео из "Большой Тюменской энциклопедии". 12-й и 13-й параграфы указанного сообщения, имеющие непосредственное отношение к вышеприведенному стихотворению, привожу далее.

В период расцвета в СССР всех и всяческих видеосалонов, когда вдруг оказалось, что в любом подвале, где заседает ЖКК, в любом Красном уголке, где стоит Переходящее Красное знамя, в любой Ленинской комнате, где уж и не вспомнить, что, в любом, короче уголке и закутке, который можно отгородить и втиснуть туда телевизор "Темп" и три десятка стульев - это нужно делать! И отгораживать, и подключать к телевизору видеомагнитофон, и писать над щелью, ведущей в этот объем пространства надпись "видеосалон", и - круглый сутки показывать американское кино, беря за это рубль с человека. И Джеймса Бонда, и Индиану Джонса, и "Звездные Войны", и "Семь шведок на горнолыжном курорте".
К осени 1988-го года уже не было на территории, равной одной шестой части суши, угла где бы не показывали за рубль "Бешеного оборотня, развратно пожирающего девственниц"; руководила всей этой индустрией организация под кодовым наименованием ВЛКСМ.
Периодом в жизни конкретно автора данных строк, когда и он активно занимался посещением этих видеосалонов, было лето 1990-го года. Он проводил это лето в городе Надыме, на 65-й параллели северной широты, в нескольких десятках километров от Северного полярного круга. Там проживает постоянно его мама. Я приехал ее проведать. И вот что я вам скажу об этом лете: ох, это было - счастье. Это было - ох, рискну написать - Рай.
Перечислю по порядку.
Во-первых, это было - лето. Хоть это и самое что ни на есть Приполярье, тем не менее лето - было: палило солнце, небо имело цвет - синий, и температура окружающей среды была такова, что безбоязненно можно было ходить в шортах и майке.
Во-вторых, это была - свобода. Ни каких-либо конкретных занятий, ни хоть каких-либо перед хоть кем-нибудь обязательств у меня не было ни капелюшечки; я имел персональную комнату в большой квартире со всеми удобствами; еды в холодильнике было сколько угодно хоть днем, хоть ночью; имелась у меня исправная пишущая машинка и неограниченный запас бумаги; прямо в доме, в котором я жил, была расположена весьма приличная центральная городская библиотека - было то есть, чего и почитать; наконец, некоторое количество людей, по разным причинам желавшие поддерживать мою склонность к сочинению литературных произведений с картинками, регулярно притаскивали мне пачки старых газет и журналов - и даже среди них заграничных! - то есть и картиночками я не был обделен. И единственное что мне оставалось - эти картиночки вырезать - раз, всевозможное различное при помощи печатной машинки сочинять - два. И я ох, сочинял!
Ну, а донасочинявшись до состояния полного удовлетворения, я для отвлечения и шел в один из видеосалонов. Которых было тогда в Надыме, как это сформулировал Максим Соколов, столько, что хоть ешь их противоестественным образом.
Видеосалон был в библиотеке, которая непосредственно в моем доме.
Видеосалон был в ДК "Прометей", который напротив.
Видеосалон был в ДК "Победа", которое в двух домах наискосок.
Дальше я ходил редко, поэтому не могу сказать, были ли там видеосалоны - мне и этих хватало. Тем более, что были они не закутками с телевизором "Горизонт", а настоящими мини-кинотеатрами, оснащенными проекционными заграничными системами, выводящими изображение на экран размером с почти настоящий; впридачу они были абсолютно пусты - два, три, от силы может быть восемь человек присутствовало в их залах, рассчитанных человек так на 60; можно было сидеть, развалившись и положив ноги на кресло, которое спереди; можно было курить; можно было прихватить с собой электрический чайник, воткнуть его в розетку, да и попивать чайковского в процессе созерцания - о-ля-ля!
Пусты они были вот отчего: именно оттого, что город этот - в окрестностях Полярного круга. Жители его - привезены сюда строить газопроводы.
Но дело вот в чем: летом - невозможно их строить. Болота кругом на сотни и сотни километров! Зимой они замерзают, и тогда и идет вся работа, летом - оттаивают, и тогда там не только плетевозу или трубоукладчику не пройти - вертолету приземлиться негде!
Поэтому на лето все население Надыма отправляется в отпуск, в городе остаются лишь самые необходимые коммунальные и эксплуатационные службы, и вид у него становится такой, что хоть Магритта сюда вези жить и работать: абсолютно пустой и абсолютно бетонный, в котором ни травинки не растет, город под огромным полярным бледным небом, круглосуточно озаренный полярным же Солнцем. Буквально круглосуточно: полярный день: проснувшись и увидев, что большая стрелка часов показывает на цифру 3, нужно еще приложить достаточно значительное количество усилий, чтобы определить: дня или ночи.
Выйдя на улицу, во всяком случае, этого определить не удастся: наличие светящего Солнца, как уже сказано, отнюдь не является дифференцирующим признаком, отсутствие народа и транспорта на улицах, как уже опять же сказано, - также, и единственный способ сориентироваться-таки во времени суток, пожалуй - сходить к ближайшему магазину: если закрыт - тогда, значит, ночь.
Впрочем, может - обеденный перерыв.
А вот видеосалоны, несмотря на все вышесказанное, тем не менее почему-то не закрывались, и даже более того - работали круглосуточно. И каждые два часа в них начинался новый сеанс, какой-нибудь новый фильм. Тогда-то я и посмотрел все основные шедевры мирового киноискусства: и "Зловещих мертвецов", и "Восставшего из ада", и "Девочек в прозрачных трусиках", и прочее, прочее, прочее.
Первый фильм, который я увидел в ДК "Прометей", назывался "Миранда" и принадлежал, как было узнано мной позже, камере пресловутого Тинто Брасса. Начинался он с крупного плана:

Гляжу, гляжу, - да это же пизда!
А то, гляжу - чего-то непонятное.
А присмотрелся толком - вот так да!
Расставились так ноги, задралось (нечаянно) так платье,
Взгляд камеры тотчас же зырк туда -
Вот так начало фильма, господа!

И проч.

НЕМИРОВСКИЙ ВЕСТНИК
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

www.reklama.ru. The Banner Network.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1