Об искусстве Поэзии
23 февраля 2 000
Позвали тут меня на одну радиостанцию давать
интервью. Я всячески отбивался, потому что средства масс-медиа
я презираю и вообще, "блажен муж, не ходящий на собрания
нечестивых". Но когда пообещали немного денег и сколько
угодно водки, я не устоял, и пошел, и интервью дал – в прямом
эфире радиостанции "Надежда", если кому интересны
точные адреса, явки и пароли. Конечно, в процессе давания
я выданную мне водку усиленно пил. Вопросы ведущего были разной
степени бессмысленности, а когда они стали уж совсем, уже
достаточно пьяный я сказал, что чем продолжать такую чушь
нести, лучше я сейчас стих прочту. Ведущие очень испугались
- стихи они мои предварительно прочли - но я таки
прочел, но не себя, а Державина:
|
|
Не видят! Слышат – и не внемлют!
Покрыты мздою очеса,
Злодействы сотрясают землю,
Неправда зыблет небеса – |
и т.д.
Декламирую я стихи, как известно, с большим количеством
убедительности, поэтому на следующий день звонят со всего
того же радио: его, радио, начальство, слушало передачу, им
чрезвычайно понравилось, они хотят, чтобы я стал у них вести
постоянную рубрику про поэзию – читать с выражением всякие
стихи, классиков и современников, объяснять, чем они хороши,
ну и отвечать на звонки радиослушателей. Читать можно что
угодно, комментировать как хочу, с любой степенью субъективности,
ограничение единственное – матом не ругаться. За это они мне
обещают 200 долларов в месяц и две бутылки водки на каждую
передачу.
Это было в середине января.
Удивительное дело, но это был период жизни автора
этих строк, когда я не испытывал немедленной нужды в деньгах,
да к тому же со всех сторон ожидались и еще кой-какие поступления
кой-каких - и довольно значительных! – сумм от Гельмана и
т.д., поэтому я начал всячески кочевряжиться, что не хочу
и не желаю. А они названивали, и то, и се, и даже приезжали
мне на дом с водкой уговаривать. А я все кочевряжился.
И вот: к началу февраля деньги у меня, конечно,
все вышли, никакой ни Гельман ни все остальные ожидавшихся
сумм, конечно, не дали, и теперь я уже стал названивать на
радио с тем, что, вот, я подумал да и надумал, и хочу. Тем
более, что я действительно подумал, и действительно надумал,
и действительно захотел, и стал вовсю готовиться: выбирать
стихи, которые читать, и писать комментарии и пояснения, и
мнения и рассуждения, и т.д.
Ну, тут, конечно, все сделалось как положено.
В том смысле, что: |
|
Как часто после мы жалеем
То, что раньше бросим! |
В том смысле, что теперь уже на радио стали отвечать
уклончиво и непонятно, что оно, конечно, да, но вот как-нибудь
не сейчас, как-нибудь, может быть, через недельку.
Тем не менее я уже раскочегарился, разошелся, и
писать это - буду. Пригодится! А чтобы добру не пропадать
– потихоньку это все и буду опубликовывать в “Немировских
Вестниках”.
Так-то. 23 февраля 2000, 20.44
2. Вот сразу чтобы определить позиции, вот 10 главных на
мой взгляд, русских поэтов истикивающего 20 века:
1 – 2 – 3: Маяковский, Пастернак, Заболоцкий, Бродский
4 – 11: Сельвинский, Хармс, Олейников, Введенский, Самойлов,
Высоцкий, Кушнер, Пригов, Кибиров, Немиров
То есть, получилось 13.
Вот из этого и будем исходить.
3. 22 апреля сегодня, суббота, 3. 59 ночи. И вот: вот уж
два месяца без одного дня с этой книжкой проваландался, написал
страниц так 600 книжного текста (формат А-5, кегль 10) набросков
и заметок, раза три впадал в панику и вытекающий из нее запой
из-за того, что получается – не то и не так, как оно было
бы так, чтобы, как говорят в городе Тюмени, обосраться и не
жить и шуба заворачивалась, и только позавчера, наконец, спокойно
обсудив, наконец, все это с Птичкой Моей Гузелью, стало понятно,
в чем причина того, что я теперь не спеша, как раньше, вскочить
чуть свет, чтобы, не умывшись и даже не поссавши, бежать скорее
включать компьютер, и -- -- --, а, наоборот, заставляю себя
силой как можно дольше спать, спать, спать, лишь бы подольше
не вставать и не заставлять себя усаживаться за тот же компьютер,
чтобы снова выдавливать из себя про акмеизм, Ахматову, усеченную
мужскую рифму, и прочее.
А вот в чем дело: да не интересно мне писать сугубо
филологическое сочинение, учебник стиховедения пополам с хрестоматией
и пополам с обзором разнообразной поэзии. Про одни стихи как
таковые и стихотворцев как их авторов писать – мне -- скучно!
Как ни дуй ли, и как не вей ли, но Эйхенбаумом или Жолковским
я себя, если уж очень сильно стараться, принудить быть могу,
да только зачем?
И стало понятно, что писать книгу нужно не о стихах
– а о жизни. И обо всех ее проявлениях: Америке и патриотизме,
алкоголизме и неомистицизме, рок-музыке и поп-культуре, масс-медиа,
деньгах, славе, бедности, гибели полной всерьез, застое, перестройке
и капитализме, фрейдизме, новых левых и новых правых, ну,
а среди всего этого – и о таких непременных и важных составляющих
этой жизни, как стихи Бродского, Богомякова и Введенского,
шестистопный ямб, цезурованный и нецезурованный, верлибр,
гонорары, Союз Советских Писателей, Премия им. Аполлона Григорьева
и проч. и проч. и проч. То есть, продолжать писать то, что
я и так все эти последние 15 лет писал – Общую Энциклопедию
Всего (ну, скажем мягче – Современной Жизни), разве что, для
отличия от других моих уже написанных сочинений ("О Тюмени
и о ее Тюменщиках", "Предметы", "Водка
и другие крепкие напитки", "О разнообразных красотках")
с упором и акцентом на идейно-духовную сторону этого Всего.
И как мы с ней это поняли и постановили, так сразу
паника улеглась, запой прекратился, все у меня сдвинулось
и понеслось, и - -
| |
|
В номере: |
|
хроника
частной жизни |
|
репортаж с
презентации
книги о нем |
|
закончил
наконец-то я ее.
И что дальше? |
|
глава из книги
"Все о поэзии" в
качестве образца |
|
исторический очерк |
|
предисловие
к моей новой
книге |
|
как я
познакомился
с мировой
паутиной |
|
с рюмочкой
пришлось расстаться |
|
|
|
|
|