Олег Шишкин

Страдания молодых танцоров диско или Тайна семьи Фаберже

позитивная музыкальная драма

Действующие лица

Владимир Иванович Субботин: кристально-чистый человек, от святости он иногда начинает светиться ровным фосфорическим светом, художественный руководитель ансамбля танцев диско "Калейдоскоп счастья" в клубе 20-го ГПЗ, города Брянска. Талантливый мастер, человек, которому ребята полностью доверяют. Умеет просто и доходчиво объяснять сложнейшие фигуры из техники танца диско. Когда-то обладал удивительным голосом. В детстве мечтал стать эстрадным артистом и петь, но случилось непредвиденное - во время пожара, спасая ребенка, он свалился с крыши дома, и хотя уцелел, потерял драгоценный голос. Создал свой уникальный метод обучения танцу диско, который в честь родного города назвал "брянским методом".
Николай Гришковец: солист ансамбля "Калейдоскоп счастья", подающий надежды танцор, однако много сомневается в своих способностях, что не позволяет ему в полной мере раскрыться. В коллективе его любят, но считают непредсказуемым. Разговаривая с кем-нибудь он обычно машет руками. Это неуверенные движения кисти перед собой.
Настя Сапрыкина: подруга Гришковца, его партнерша по танцам, человек широчайшей души. Единственным ее недостатком является
неумение быть предельно искренней. Это приносит ей неимоверные страдания, но она способна заглушать свою боль силой воли.
Натэлла Петухова: так же солистка ансамбля. Подруга Насти. Натэлла увлечена современной эстрадной музыкой. Немного ветрена, но с мужчинами пытается быть осторожной. Она собрала уникальную в Брянске подборку дисков звезд российской эстрады. Из-за этого друзья называют ее "певунья". Она и в правду умеет петь.
Димка Пучков: еще один солист ансамбля. Убежденный холостяк. Но иногда с нескрываемым чувством смотрит на Натэллу и Свету. Он сердцеед, но умеет во время остановиться. Увлекается фигурным катанием. Учится в бухгалтерском техникуме.
Света Кудряшова: третья солистка ансамбля, фантастическая труженица. Хотя не все у нее получается, так, как говорит Владимир Иванович, но это только способно ее раззадорить. А в общем она простой и отзывчивый человек. Страстная поклонница песен у костра. Неплохо готовит. И кажется, любит Димку.
Геннадий Бармин: Владимир Иванович называет его "сердцем коллектива". Он в центре всех затей. Его не удовлетворяет отлично сделанная работа, если она все же сделана без души. Совесть, вот пожалуй то чувство, которое у Геннадия развито сильнее всех остальных. А вообще он старый походник.
Варвара Никитична Бочкарева: уборщица клуба 20-го ГПЗ. Много повидала на своем веку, и жизнь сломала ее. Угрюмая, не верящая в добро старушка. Однако мало кто знает, что Варвара Никитична когда-то была капитаном атомохода "Сибирь". Ее уволили с этого ответственного поста из-за ее привычки говорить правду в результате интриг в Севморпути. Но дома, в маленьком ларце из папье-маше Варвара Никитична хранит значок "Почетный полярник". Настоящая фамилия капитанши - Фаберже, но она скрывает ее, так как является обладательницей несметных сокровищ.
Степан Зубков: капитан атомохода "Иван Грозный". В прошлом юнга Северного флота. Лучший моряк в Мурманске. Все в его облике говорит о том, что он настоящий герой. Он не умеет врать.

Время действия - вечность

Щедрое солнце льет свой молочный свет в широкие окна прекрасного репетиционного зала в клубе 20 ГПЗ города Брянска. Блестящий хромированный балетный станок слепит глаза. На стенах в золотых рамках радушно улыбаются зубастые великие русские композиторы: Глинка, Чайковский, Мусоргский и Свиридов. В зале горделиво прохаживаются участники ансамбля "Калейдоскоп счастья". Это три молодых, здоровых, розовощеких парня и три грациозные, напоминающие ланей, девушки. Все танцоры чем-то похожи на индийских богов, каких обычно изображают в рекламных проспектах кришнаитов. На одной из стен мы видим большую, цветную фотографию где участники ансамбля стоят обнявшись со своим педагогом Владимиром Ивановичем Субботиным. Над фотографией на стене огромными золотыми буквами написано: "Ансамбль диско-танца "Калейдоскоп счастья"". Справа от танцевального зала находится закуток, в котором стоит тумбочка. На ней черный телефон.
Над танцевальным залом располагается подсобка уборщицы. Сейчас в ней нет света. Она представляет собой черный горизонтальный прямоугольник.

Голос: (проникновенно) Эта поистине удивительная история произошла в прекрасном городе Брянске. В тот день в клубе 20-го ГПЗ члены кружка любителей диско готовились к предстоящему выступлению на районном конкурсе. Ни что не предвещало беды.

Одна из девушек - Света Кудряшова подходит к балетному станку и, резко откинув голову, проникновенно поет: Уно палома бланка-а-а. Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.
Еще две танцовщицы: Настя Сапрыкина и Натэлла Петухова, услышав песню, начинают задорно смеяться.
Поодаль от девушек прямо на пол усаживаются два парня: Геннадий Бармин и Димка Пучков. Геннадий чем-то недоволен, а Димка, кажется, удручен какой-то творческой неудачей.

Геннадий: А я тебе скажу, Димка, сачковать все-таки не хорошо. Не хорошо. Когда ты видишь, как твои товарищи вкалывают, отдают душу, как они шлифуют свои танцы, то сам готов выложить все свои силы, только бы все было на "отлично". Разве не так?
Димка: Так, но не всегда это получается. От того и мучительно на душе. После каждого, малейшего срыва я становлюсь как шальной.
Геннадий: Шальной говоришь. А ты не останавливайся на достигнутом. Иди вперед, зная, что мы в любую минуту тебя поддержим. Ведь, правда, Настя?

Настя подходит к ребятам.

Настя: Дело, говоришь Гена. У нас ведь работа требует особенной отдачи. Если мы плохо станцуем, зрители разочаруются в нас и перестанут приходить на наши концерты. И ты знаешь, что тогда случиться, Димка? Знаешь?
Димка: (испугано) А что случиться? Что может случиться?
Настя: Тогда танец диско умрет. Это будет очень... страшно. Наблюдать смерть танца! Ты не представляешь, что это будет!
Геннадий: Я только сейчас, понял замечательные слова нашего художественного руководителя: "Диско, Николай, - сказал он это не только танец, это еще и философия, которую мы постигаем и душой и всем своим телом". Выложиться без остатка, вот о чем я мечтаю каждый день.

Натэлла Петухова в пируэте приближается к группе танцоров и как-то загадочно смотрит на присутствующих.

Настя: Что случилось, Натэлла?
Натэлла: Ребята, что случилось, я не знаю, но сейчас Владимир Иванович прошел мимо меня весь такой... приподнятый. Я его никогда таким не видела. Наверное, что-то очень хорошее произошло. Я чувствую это. Он просто светился.
Димка: Он что-то сказал?
Натэлла: Да. Он посмотрел на меня и произнес: "Натэлла, а у меня сюрприз". Я спросила: какой? Но он снова загадочно промолчал и как-то странно, вот так (показывает) махнул рукой.
Геннадий: Я то же почувствовал: сегодня что-то произойдет. Очень светлое и доброе. Потому что я во сне видел кремль.
Света: Ребята, а можно... можно я скажу? Можно?
Николай: Валяй!
Света: Вы только не смейтесь, но я очень верю, Владимиру Ивановичу. И с приходом в ваш дружный коллектив я многое в своей жизни, пересмотрела. Да, да. Все наносное, все фальшивое слезло с меня как шелуха. Я поняла, когда работаешь с такими педагогами - халтурить нельзя. То есть, конечно, можно. Но потом себе не простишь. Ведь самым страшным для меня наказанием с недавних пор стали полные укора глаза Владимира Ивановича. Да, да. Раньше я не понимала смысла "диско". Танцевала абы как. А теперь, как говорится, перепахала меня жизнь. Ведь Владимир Иванович, надо прямо сказать, вытащил меня из двора, а обстановка там была ужасная. Без него я бы не знаю, кем стала. А сейчас у меня есть главное: вы, Владимир Иванович и удивительный танец - диско!

Неожиданно Света начинает танцевать. Звучит знаменитый евроденс конца 70-х "Уно палома бланка". Ребята ритмично хлопают в ладоши. Все переглядываются между собой, мол, как здорово танцует дивчина. Уставшая Света останавливается, и уперев руки в бока, радостно смотрит на Натэллу.

Света: Натэлла, ребята, давайте споем нашу, любимую.

Ребята дружно поют в тесном кругу.
Тебе судьбу мою вершить.
Тебе одной меня любить.
Команда молодости нашей!
Команда, без которой мне не жить!

Настя подмигивает Димке. Она явно что-то скрывает.

Настя: Ребята, а я знаю секрет Светы. И никому его не скажу!
Димка: Так-таки и не скажешь?
Настя: Скажу, если Светка разрешит.
Света: (загадочно) Может быть не надо?

Свете действительно неловко. Она переминается с ноги на ногу. И умоляюще смотри на Настю. Но Настю поддерживает заводная Натэлла, ей то же неймется раскрыть секрет подруги.

Натэлла: Да ты что! Мы же свои! Не глупи.
Настя: (резко) Ребята, сегодня у Светки день рождения!
Николай: Вот это бахнула! Сколько же тебе лет стукнуло, рыбанька?
Света: Ох, Колька не спрашивай, все мои!
Николай: Ну, правда?
Натэлла: Чего пристал, видишь, она стесняется. Вот вы мужики - как привяжитесь, ни чем от вас не отобьешься.
Геннадий: А я знал, что у Светы день рождения и приготовил ей подарок.

Голос: Геннадий достал из сумки сделанного из корней орла. Он сидел на куске антрацита. На медной табличке, приделанной к "скале" красовалась выгравированная надпись: "Лети туда, где нет конвоя и труда". Птица выглядела несколько крючковатой. Клюв был сделан из жести. А глаза из маленьких зеленых пуговиц. Но самое удивительное - это ресницы. Геннадий приклеил самодельной птице дамские реснички. Это было настоящее произведение искусства!

Геннадий: Вот, возьми этого орла. Целую неделю его делал. Вчера лаком покрыл. Понюхай, еще ацетоном пахнет!

Геннадий нежно передает птичку Свете, та показывает ее Натэле. Она ошарашена невиданной красотой и в полном восторге щупает орлиные крылья.

Настя: Ух, ты, какой красивый! Прямо как живой! Видно, что ты в него душу вложил.
Геннадий: Я этот корень, недалеко от помойки нашел. Он лежал такой одинокий. Я проходил мимо и будто, кто-то жалобно крикнул. Я обернулся - никого. И вдруг вижу корень! Да такой необычный. И сразу вспышка света - и перед глазами маленький гордый орел.
Настя: Да ты не только танцор, но и большой художник.
Геннадий: Я ведь когда-то, Настька, хотел стать скульптором. Делать что-нибудь из корней, из бересты, чеканить. Я один раз, знаешь, из соломки сделал портрет своей мамы. И когда она его увидела, то заплакала. И сказала: "Бывает же такое"! И потом всем во дворе с гордостью растрезвонила какой все-таки у нее замечательный сын растет.
Света: А ты откуда знаешь?
Геннадий: А я любил в кустах подслушивать, о чем они там судачат. Знаешь, ведь всякое могут сказать.
Николай: Света... вот как бы... так и пришел еще один твой день рождения. Уверен, что ты как бы так... всего в жизни добьешься. Ты как бы такая целеустремленная. Вот если бы все были такими. Ну, что ребята, пожелаем этой девушке как бы счастья, и что бы волшебное стекло ее души было всегда открыто.
Света: А хочешь, Коля я раскрою тебе секрет успеха? Ты сердце свое слегка приоткрой. И все получиться. И ты только тогда поймешь душу танца, когда пропустишь его через себя.
Настя: Вот если мы все будем такими как Света, тогда о нас будут говорить: они профессиональные танцоры. Они умеют все, или почти все!
Натэлла: А пока дисциплина в команде действительно хромает.
Настя: (Свете) А как ты начала танцевать?
Света: А я решила просто попробовать. Вдруг что получиться.
Натэлла: Надо же. Ты просто попробовала! Как это здорово, что ты просто попробовала.
Света: Судьба свела меня с человеком широчайшей души, старым баянистом Павлом Семеновичем Барановым. И я решила - попробую.
Натэлла: (С восхищением) Просто попробовала! Просто попробовала! Эх, Светка, Светка! Вот егоза! А кем работал этот баянист-Баранов?
Света: Он был учителем музыки в нашей школе. И я в начале боялась его.
Натэлла: Боялась? Он был очень страшный?
Света: Ты же знаешь Натэлла, садисты и педофилы часто избирают профессию педагога, что быть поближе к потенциальным жертвам.
Натэлла: (Изумленно) Вот как?
Света: И хотя он оказался нормальным человеком, в начале я решила держаться с ним на чеку. И вот однажды, когда ребята ушли из класса, мы остались с ним вдвоем, он достал баян и начал просто, что-то играть, уже не помню что.
Натэлла: А ты начала просто танцевать?
Света: Точно!
Натэлла: Фантастика!
Света: То-то и оно. Мы не сговорились с ним. Я не знала, что он принесет баян. А он не знал, что я начну танцевать.
Натэлла: (восхищенно) А ты, именно в этот момент, взяла, и начала просто танцевать!

В комнату входит подтянутый атлет - руководитель ансамбля Владимир Иванович Субботин. Его тело облегает великолепный спортивный костюм. На шее золотой талисман: профиль Клеопатры. Внешне Владимир Иванович чем то напоминает американского актера Стивена Сигала. Все ребята тут же встают и окружают его. Видно, что он сильно возбужден.

Владимир Иванович: Ну что, все собрались?
Света (взволновано): Все! Все, Владимир Иванович!
Владимир Иванович: Ну и хлопотунья, ты у нас, Светка! И так... держитесь ребята! Наш ансамбль получил предложение принять участие в конкурсе "Утренняя звезда". Мы поедем в Москву!
Натэлла и Настя: (одновременно) Ура!!!
Владимир Иванович: Подождите, радоваться. Ведь это дело очень ответственное - поехать в столицу и показать все, на что мы способны. Ведь там ждут от нас высшего класса. Потому и доверили выступить на сцене знаменитого, на весь мир Останкинского телецентра! Я знаю, что нашим достижениям будут радоваться люди. Но не подведем ли мы тех, кто в нас поверил? Станцуем ли достойно? Как ты считаешь, Димка?
Димка: Мне кажется, это будет очень трудно. Я еще не готов к таким испытаниям. Стыдно признаться, но я ребята, честное слово трушу. Как будто мне десять лет.
Настя: Эх, ты, мужик! Струсил! Слабак! А мы вот (смотрит на Натэллу и Свету) не боимся. Правда, девчата?
Натэлла: Зачем же трусить, если знаешь свои возможности. Если руководитель верит в нас. Для трусости, Димка, нет причин. Возьми себя в руки. Вот увидишь, как уже завтра страх пройдет. Не может не пройти.
Димка: Честное слово?
Натэлла: Честное-пречестное!
Николай: А мне вот, как-то ... хочется понят... ну, в общем, я все понимаю, как там танец, и даже больше того: у меня есть свои какие-то штучки... но вот... ну не совсем то, что ли. Я чувствую и как будто так...но в то же самое время, понимаю - не то, хотя конечно... конечно есть, в чем, так сказать...вот...вот так как бы, как бы примерно, но не совсем что ли так... так как вот...как бы но...нет, не то, как бы... совсем не как бы, не как бы... (кричит) как бы нет!
Натэлла: Настя, ну скажи ты ему! Что он свою резину тянет!
Настя: Правда, Николай! Ты можешь говорить короче?
Николай: Могу, но я боюсь. Как бы, если я буду говорить короче, не будет ли это выглядеть как прикол, как хохма? А мне очень хочется быть предельно откровенным. Потому что...вот как-то так. Так вот, как-то...Вот и все. Понятно?
Владимир Иванович: Позволь Коля я все-таки перебью тебя, как твой учитель, как человек, который что-то понимает в танце и не первый год руководит этим коллективом. Я вам ребята скажу честно: каждый день я иду на репетицию как в церковь. Я прихожу в клуб и поднимаясь по лестнице начинаю шепотом молиться за вас за всех. С начала очень тихо. А потом уже, подходя к дверям, почти в голос! И тогда я уже ору до хрипоты. Танец может спасти только вера. Потому что... потому что танец, это монастырь. (Николаю) Понимаешь ты это или нет, глупенький дурачок?
Николай: Да.
Владимир Иванович: Вот и ладушки. Сладенький ты мой! (Всем) Вы мне как дети. И сегодня когда мы получили очень важное для нас приглашение в Москву, моя ответственность за вас повысилась в миллион раз! (Свете) Ты понимаешь, Света, что это значит, в миллион раз?

Света молчаливо качает головой и пытается улыбнуться. Вместо улыбки получается скупая гримаса. Она чувствует себя неловко.

Владимир Иванович: Москва - очень большой город. И люди там живут какие-то ну... другие что ли. Не такие, как у нас. И если мы понравимся москвичам, это будет самая большая удача. Независимо от того победим мы на конкурсе или нет.
Геннадий: А какие они москвичи, Владимир Иванович?
Владимир Иванович: (смотрит на Натэллу, потом на Свету) Ну что рассказать?

Натэлла кивает. Она будто светится от счастья.

Голос: Владимир Иванович никогда не был в Москве. Но он очень подробно изучил путеводители и даже кое-что выучил наизусть. На секунду Владимир Иванович задумался и представил свою будущую поездку в Москву. Перед его глазами встали картины этого удивительного города будущего. Мелькнули одухотворенные лица спортсменов, марширующих стройными рядами по проспекту Мира. Эти удивительные герои читали книги, в которых были напечатаны выдающиеся произведения литературы. Им на встречу двигались легендарные летчики в экзотических комбинезонах, сделанных лучшими модельерами. По дорогам величественно проплывали автомобили - драгоценные шкатулки, в которых восседали милиционеры-балеруны. Вместо овчарок они холили леопардов. В фонтанах плавали сказочные лебеди с коронами на голове. На широких тротуарах, обсаженных рододендронами и араукариями, роликовые фигуристки исполняли "двойные тулупы". А на небесах чарующим огнем искрилась неоновыми огнями бессмертная надпись: "Москва".

Владимир Иванович: В первый раз я очутился в Москве в 1984 году. И этот город поразил меня. Поразил сразу. Своей чистотой улиц. Широкими проспектами и площадями, зелеными газонами и бесперебойной работой городского транспорта. Люди, проживающие в Москве, на редкость умны, воспитаны и чистоплотны. Однажды мне довелось стать свидетелем одного, прямо скажем исключительного для Москвы случая. Какой-то человек, по-видимому, приезжий, только что съел мороженное и, не зная, куда выбросить бумажку, положил ее на асфальт у лавочки, где сидел. Тут же к небрежному гражданину подошел стройный, элегантный милиционер и вежливо попросил гостя столицы убрать за собой.

Все танцоры удивляются.

Владимир Иванович: Москва, ребята, огромный культурный и исторический центр России. Там много театров, музеев, библиотек. Есть даже свой планетарий и зоопарк. Именно в московском зоопарке я впервые увидел удивительного зверька - утконоса. Он такой маленький, шустрый.
Геннадий: А что в нем самое необычное?
Владимир Иванович: Самое необычное Гена, как ты наверное уже понял, (Геннадий кивает, улыбаясь.) в нем его нос. Вот иногда говорят: утконос-утконос. Но пока сам его не увидишь, не поймешь, что это значит. Родина утконоса Австралия. Точнее южные районы Квинсленда. Утконос представляет собой переходную форму между пресмыкающимся и теплокровным. Ученые подозревают, что в древности все млекопитающие выглядели, так как наш добрый знакомый. Утконос принадлежит к отряду однопроходных. (Владимир Иванович подмигивает Димке). Вот в чем чудо! А в Московский зоопарк утконос попал по международному обмену: ученые-биологи из зоопарка в Мельбурне обменяли его на двух, наших амурских тигров. Одного из тигров звали Гоша, а второго Игнат. Произошло это еще в 1958 году.
Димка: Вот бы на него посмотреть!
Владимир Иванович: Нет ничего проще, Димка, я захватил с собой его фотографию.

Владимир Иванович вынимает из внутреннего кармана пиджака фотографию утконоса и отдает ее Димке. Димка внимательно осматривает ее, дотрагивается до изображения утконоса пальцем. Кажется, будто он не может поверить в существование необычного зверя. Димка то и дело смотрит на зверька то на Владимира Ивановича.

Владимир Иванович: Но это фотография Димка, сделана не в Москве, а в Павловом Посаде, в музее чучел. Вдобавок мой маленький сын подрисовал ему рожки и клыки. Ну, как он тебе, Димка?

На лице Димки возникает умиление, проникнутое невероятной нежностью.

Димка (благоговейно): Удивительный, неземной зверек! А как же он передвигается?
Владимир Иванович: А передвигается он Димка, так же как и мы с тобой - на двух задних лапках. Эта необычная для зверей повадка дала ученым основание полагать, что утконос был самым древним двуногим теплокровным.
Димка: А я бы назвал его шерстяным гусем!
Натэлла: А что еще интересного в Москве?
Владимир Иванович: Фонтаны, фантастические фонтаны. А мой любимый фонтан находиться на Выставке Достижений Народного Хозяйства. Это самый большой в мире фонтан из чистого золота. Он украшен многочисленными фигурами знаменитых танцоров народных танцев. Так что и вы ребята, когда-нибудь сможете украсить такой фонтан.
Геннадий: А что еще там можно посмотреть?
Владимир Иванович: Спасскую башню кремля.
Настя: На ней находятся куранты.
Владимир Иванович: Совершенно верно, Настя. Куранты - это самые точные часы в мире. Их бой слышат и в Париже, и в Мельбурне, и Нью-Йорке. Миллионы людей во всем мире мечтают побывать на Красной площади.
Света: А в чем же мы будем выступать в Москве?
Владимир Иванович: Хороший вопрос. Ребята оденут расшитые блесками лосины и те белые рубашки с большими рукавами и жабо, из нашей "Испанской сюиты".
Николай: Но почему... почему именно в них?
Владимир Иванович: Я очень суеверен Коля. В этих костюмах, мы победили в прошлом году на городском конкурсе. И сейчас, в Москве, они должны принести нам удачу.

Света взволнована предстоящим визитом в Москву, она мечется по залу и не находит себе места

Света: А в чем будут девушки? Они то же будут как испанки?
Владимир Иванович: Все правильно Света.
Натэлла: Я воткну в волосы розу и буду Кармен!
Настя: А я... а я буду Нунчей! Восхитительной страстной Нунчей, самой красивой девушкой в Мадриде!
Света: А я, с вашего позволения, стану Кончитой, Кончитой, о которой говорят, что она по свой красоте сравнима, только с Джокондой. Ведь, правда, я на нее похожа?
Николай: А что... что нам делать с волосами? Ведь наши прически несовершенны.
Владимир Иванович: Ребятам беспокоиться не о чем. Я уже все придумал. Вы наденете наши черные парики.
Геннадий: Это длинноволосые парики!
Владимир Иванович: Да, Геннадий. И вот тогда вы действительно будете похожи на настоящих цыган, которые танцуют диско.
Геннадий: А на ногах, что ногах?
Владимир Иванович: Какой же ты недотепа, Гена. На ногах будут традиционные казаки, которые уже стали маркой нашего коллектива.
Димка: А в чем секрет мастерства, что главное в творчестве танцоров-диско?
Владимир Иванович: Главное - это умение красиво двигаться, умение правильно носить вечерние туалеты. И, конечно же, соответственно вести себя в экстравагантных, модных прическах. Ведь зрители приходят часто не только посмотреть на танцы, но и на наш внешний вид. Мы для них не просто мальчики или девочки. Мы для них эталоны красоты, и значит, нам следует стремиться соответствовать этому высокому званию.
Димка: Владимир Иванович, а когда вы впервые увидели этот танец, танец диско?
Владимир Иванович: Это произошло в далеком 87-м году. В те годы я жил и работал в Сибири, в краю суровом, но поистине чудесном. В летнем кинотеатре "Ландыш" в городе Надым проходила неделя индийских фильмов. И один из них показался мне крайне любопытным. Он назывался "Танцор диско". Это была картина о талантливом индийском парне, прекрасном танцоре, который вынужден, был бороться с мафией. Его жестоко избили. Накачали наркотиками. Он потеряла память. Но не потерял меткость удара. И решил отомстить отпетым негодяям. Иногда, между схватками с главарями преступного мира, он начинал танцевать. И я, восхищенный его способностями, старался запомнить каждое его движение, каждое его па. Впечатление было настолько сильным, что я то же стал танцевать этот танец. Я еще многое мог бы вспомнить... а нам нужно репетировать. Ну что ж, я пойду переоденусь, а вы пока разминайтесь.

Владимир Иванович уходит из зала. Ребята взволнованы рассказом педагога, но перед началом занятий каждый хочет потрещать о чем-то своем. Света и Натэлла стоят у станка.

Света: Скажи, Натэлла, а о чем ты мечтаешь?
Натэлла: О большой, страстной, истинной любви. О ней много говорят, но мало кто видел. Я мечтаю об огромном, сильном чувстве, как в книжке "Алые паруса". Мне бы очень хотелось, что бы однажды появился прекрасный маленький принц и увез меня куда-нибудь далеко-далеко. На свою планету. Где есть сауна, джакузи, вибромассажер. Что бы это принц был красивый, умный, богатый, здоровый и понимал меня с полуслова. И любил бы меня не за красоту моего тела, а за глубину моей души.

Димка приближается к Свете и пристально глядит на нее. Его тело слегка дрожит от возбуждения.

Голос: Димка неожиданно взглянул Свете в глаза и уже было приготовился сказать ей правду, что любит ее, что жить без нее не может, как вдруг почувствовал непривычное мощное давление в кишечнике от плохо переваренной пищи. Напор был таким сильным, что на спине выступила обширная испарина.
Точно так же было и две недели назад, когда Димка пригласил Свету прогуляться в лес...
Взявшись за руку, Света и Димка брели сквозь чащобу, пробиваясь через колкие еловые ветви. Они стремились в загадочную сердцевину соснового бора. Здесь в самой гуще леса Димка без посторонних глаз мечтал ей наконец открыться... как вдруг неожиданно на куче прошлогодней листвы и валежника они увидел двух таких же романтиков, которые занимались там, тем, что еще не было известно ни Димке, ни Свете.
В ужасе Димка и Света побежали через лес. Но образ двух незнакомых, голых тел еще несколько месяцев преследовал их в ночных, изнурительных кошмарах.
И хотя между Димкой и Светой ничего не произошло, в душе у парня возникла острая обида, на себя, на людей, и на ... Светку. Не уж то она, так боевая, такая умница не может понять и без слов, то, что Димка дорожит ей больше других на всей Земле, что он любит ее сильнее жизни... Но в этот момент давление в кишечнике превратилось в острую боль и Димка смог только простонать.

Димка: (стонет) А-а-а!
Света: Что с тобой!
Голос : Тут бы ему открыться и сказать все, но он только беспомощно промямлил...
Димка: Света, а ты когда-нибудь видела настоящие подснежники...

Димка выбегает из зала.

Голос: И со всех ног побежал к сортиру. Как будто он боялся опоздать на этот самый быстрый в мире экспресс, который, мы, простые люди, называем природой.

Света изумленно смотрит в след Димке. Натэлла, разминающаяся рядом со Светой, многозначительно качает головой.

Натэлла: Света, а ты знаешь, как Димка стал человечным?
Света: Нет. Расскажи.
Натэлла: Как-то вечерком мы с Лидией Ивановной, нашей гардеробщицей, у которой шапка из мохера, сидели у нее в гардеробе, и пили чай. И вдруг проходит Димка. Лидия Ивановна ему вдруг и скажи: Димка, а как же ты Новый год проводить будешь? Он говорит: Да ни как. Я же в бухгалтерском техникуме. Буду уроки учить. А в 10 часов лягу спать.
Света: Вот это да!
Натэлла: И Лидия Ивановна, прямо тогда ему и сказала: Эх, Димка, Димка, какой же ты, бесчеловечный! А я его встретила на следующий день, веселого, радостного. Ну, - говорю, все уроки выучил, казак? А он: да какой там! Я всю ночь с горки на санках катался. Вот - говорю я ему - вот теперь ты, Димка, наконец, стал человечным!
Света: А он что?
Натэлла: Что-что? Засмеялся. Он же такой наивный.

В танцевальный зал возвращается Димка, он восхищенно смотрит то на Свету, то Натэлу.

Натэлла: Что случилось, Димка!
Димка: Ничего. Просто мне вдруг, почему-то стало, очень хорошо.
Натэлла: (толкает Свету локтем) А ты что молчишь? Скажи что-нибудь Димке.
Света: Димка, ты просто, прелесть!

В танцевальный зал входит уборщица Варвара Никитична Бочкарева. Это огромная, пожилая женщина. Со спины она чем-то напоминает ветерана спецназа. Она моет пол шваброй. К Варваре Никитичне тут же подлетает Колька Гришковец.

Николай: Варвара Никитична! Варвара Никитична, поздравьте нас! Мы как бы... в Москву едем! Нас как то вот так вот... пригласили на конкурс "Утренняя звезда"! В Останкинский как бы телецентр. Мы можем так вот... получить первое место.
Варвара Никитична (недоверчиво и зло смотрит на Гиршковца): Эх, Колька, Колька! Ты вроде умный мужик, а дурак дураком!
Николай: Но почему... что такого я как бы сказал?
Варвара Никитична (качает укоризненно головой): В Москве вас всех обманут. Дураками сделают!
Николай: Но нас покажут по как бы... телевизору!
Варвара Никитична: Показать то покажут. А дальше что?
Николай: А дальше так вот... мы как то... получим первый приз! Не можем не получить. Ведь мы танцуем как бы как боги.
Варвара Никитична: Вот я и говорю - дурак дураком! В Москве не умеют ценить настоящий танец. Вот если кто-то придет, просто подрыгается - вот тот и получит первый приз. А на вас там будут смотреть как на дебилов. Какой-то чертила вам письмо прислал, - а вы уж прям губы раскатали. (Передразнивает Николая) Первый приз-первый приз. И гнать вас оттуда будут поганой метлой!
Николай: (в истерике кричит) Я в это не верю!
Варвара Никитична: (пытается его перекричать) А придется! Возьмут такую большую дубину и погонят! И погонят прямо из Останкинского телецентра! Ты будишь первый бежать, а ребята за тобой! И когда тебя будут гнать, ты вдруг вспомнишь наш сегодняшний разговор и скажешь: " Как же все-таки права была Варвара Никитична, человек с большим жизненным опытом, и какой же я был дурак, что ее не послушал"!
Николай: (Варваре Никитичне. Сквозь зубы. ) Все. Как бы уходи, уходи отсюда! Мыть полы больше не надо. Так вот!
Варвара Никитична: Я то уйду, Коля, но помяни мое слово: в Москве будет все так, как я сказала. И ребята тебе перестанут верить... И тебе и Владимиру Ивановичу.
Николай: (истерично кричит) Ты дрянь! Ты понимаешь кто ты? Ты дрянь. Ты словарь когда-нибудь читала? Там есть такое слово "дрянь". Так вот возьми и прочти и ты поймешь сразу, что это ты! Вон отсюда!

Варвара Никитична уходит из зала с гордо поднятой головой.
К Николаю подходит Димка.

Димка: (С укоризной) Коля, зачем ты на нее накричал?
Николай: А чего она... Наплевала как бы в душу!
Димка: Да, она не верит в наш успех, но это не причина быть жестоким.
Николай: Она же нас всех сейчас ушатом так вот...грязи облила! А ты ее защищаешь. Она принадлежит как бы ... к тому сорту людей, которых мы, порядочные люди, не пустим даже в конюшню, опасаясь за нравственность наших лошадей!

К ребятам подходит Геннадий. Он пристально, осуждающе смотрит на Николая.

Геннадий: С начала нужно быть настоящим человеком Николай, а уж потом танцором!

Димка, похлопав Николая по плечу, подходит к Натэлле, которая несколько озадачена поведением Димки и Геннадия.

Натэлла: Димка, а почему Геннадий, защитил Варвару Никитичну?
Димка: Потому что мы с ним знаем тайну несчастной женщины. Поверь, она много страдала и не заслуживает такого отношения. Даже если она глубоко не права. Николай должен был промолчать.
Натэлла: И все же в чем он не прав?
Димка: Варвара Никитична Бочкарева была когда-то самым знаменитым человеком в Мурманске. Ты это знаешь?
Натэлла: Нет.
Димка: Она была капитаном знаменитого атомохода "Сибирь". Но в Москве кто-то стал под нее копать. В город начали приезжать одна за другой комиссии, которые страшно издевались над Варварой Никитичной. И были бы это только москвичи - тогда пол беды. Но это были моряки, которых она знала по тридцать, по сорок лет. Один из них, однажды принес с собой губную помаду и во время разговора нарисовал ей на лбу Варвары Никитичны крест. Он поставил на ней крест! Потом Варвара Никитична узнала, что он сделал это по приказу из Москвы. Ты знаешь, кто это был? Это был капитан Громов!
Натэлла (вся дрожит от возбуждения): Не могу в это поверить! Это не укладывается у меня в голове!
Димка: А в тот момент она взорвалась и ударила обидчика огнетушителем. На следующий день ее уволили с атомохода. Ей сказали: "Ты не капитан"! "Вон отсюда!"
Натэлла: Не дай бог такое пережить! Я бы наверное повесилась.
Димка: Обидели моряки Варвару Никитичну, и она замкнулась. Перестала доверять людям. Озлобилась. А тогда, в первые дни увольнения с атомохода, в ней все клокотало. Хотелось отомстить. Но мудрая женщина взяла себя в руки. В сильнейшем душевном волнении она пешком за несколько месяцев прошла расстояние от порта Мурманск до нашего Брянска!
Натэлла: А откуда ты все это узнал?
Димка: Однажды, изрядно выпив, она рассказала мне все это. Я скажу тебе честно, я вначале не поверил. Но потом съездил в Мурманск, встретился с моряками, которые с ней служили, и убедился: все, что говорит старуха чистая правда.
Натэлла: (загадочно) Димка, а тебе известно, что Варвара Никитична Бочкарева имеет другую фамилию?
Димка: Правда? Вот это новость!
Натэлла: Ее настоящая фамилия Фаберже!
Димка: Невероятно. Но кто... кто это тебе сказал?
Натэлла: Один очень честный человек. Он не мог соврать.
Димка: А почему же он не мог соврать?
Натэла: Потому что у меня природное чутье на правду!
Димка: Не верю. Не может быть. Фантастика!
Натэлла: Она сменила фамилию, так как опасается за свою жизнь.
Димка: (ошарашено) Ты хочешь сказать, что она является наследницей известных ювелиров, и возможно обладает несметными сокровищами?
Натэлла: Именно.
Димка: (иронично) Простая, скромная уборщица из клуба на самом деле королева? Это похоже на Золушку из сказки. Не верю. Просто, Натэлла кто-то очень сильно морочит тебе голову, а ты развесила уши. В жизни уборщицы остаются уборщицами, и чудес не происходит.
Натэлла: Смейся, смейся. Но когда пробьет ее час, она предстанет перед нами во всем своем величии. Вокруг нее будут бить фонтаны золота и серебра, а над ее головой вспыхнут созвездия изумрудов и рубинов!

В зал входит Владимир Иванович. Ребята распределяются по залу.

Владимир Иванович: Ну, давайте заниматься танцем. Встали в рядок. Вот так.

Владимир Иванович вставляет в магнитофон кассету. Звучит "Палома бланка". Ребята начинают резво танцевать.

Владимир Иванович: Поехали. Ручка. Ножка. Попка. Ручка. Ножка. Попка. И-ям! И-раз, два, три, четыре. И раз, два, три, четыре. Хорошо! Резче! Димка, синхронней. И-раз, два, три, четыре. И-раз, два, три, четыре. Натэлла, Света, Настя - работаем по второй фигуре.
Так, отлично, хорошо! Попка! Ручка! Ножка! Стоп. Повторим еще раз. И-ям-пам-пам. И-ям-пам-пам. Отлично. Попка. И снова. Все вместе, никто не выбивается. Димка не отставай от ребят! И раз-два-три-четыре. И раз-два-три-четыре. Пошли мужики. Общая фигура. Так. Резче. Попка. Сняли. Отдохните. Немного.

Ребята разбредаются по залу.

Владимир Иванович: Ну что ж, всем можно немного расслабиться. А я пойду позвоню в Москву. Я думаю, мне нужно сказать им что-то очень важное. А потом, с новой силой будем уже репетировать до конца весь наш репертуар.

Владимир Иванович заходит в закуток, где стоит тумбочка с телефоном и набирает номер.
А Настя и Света подходят к окну.

Настя: Света, а ты помнишь тот день, когда о нас вышла статья в газете "Вечерний Брянск", где было сказано, что ансамбль "Калейдоскоп счастья" это седьмое чудо света, а его руководитель Владимир Иванович Субботин настоящий кудесник танца? Ты помнишь это?
Света: Еще бы! В тот день я не находила себе места от гордости за нас, за всех. Я понимала, какое большое дело мы все сотворили. Это потом был триумф в Театре причесок в городе Сочи, где зрители устроили нам восторженную часовую овацию! Забросали нас гладиолусами и нарциссами. Ты помнишь, как на следующий день все ребята пахли нарциссами и гладиолусами?
Настя: Это не возможно забыть!
Света: А ты помнишь, когда в конце этого удивительного спектакля на сцену вышел Владимир Иванович, все зрители, перебивая друг друга, стали кричать: До чего же он красив! Он бесподобен!
Настя: Они кричали ему: "Посмотри, посмотри на нас! Мы хотим до тебя дотронуться. Ты чудо!" Но он делал вид, что безразличен к своему триумфу. И бросал скупые взгляды на возбужденных зрителей.
Света: Удивительная скромность и я хотела бы научить у него именно ей.
Настя: Ну а в первый раз мы танцевали нашу новую композицию на осенней оптовой ярмарке. А ведь она с каждым годом становится все более популярной. Директор тогда нас поблагодарил и сказал: "В следующем году милости просим, на нашу сцену".
Настя: Щедрая душа, настоящий грузин! И шапка у него была из ондатры.
Света: Настя, а можно нескромный вопрос?
Настя: Конечно.
Света: А от чего у тебя шрам на ноге.
Настя: (Подумав) Меня убивали четыре раза и не смогли убить.
Света: Кто эти изверги!
Настя: Мужчины, с которыми я раньше встречалась. Все мои романы заканчивались кровавыми побоищами. На мне не было живого места. Но я с честью смогла выйти изо всех этих передряг. Потому что я пережила второе рождение. И после этого стала писать стихи. Да какие стихи! Их даже напечатали в областной газете в рубрике "Самородки". А потом я была на поэтическом конкурсе в Дибунах. И завоевала приз "Королева леса".

В закутке Владимир Иванович говорит по телефону.

Владимир Иванович: Алло, это Москва, Останкино?
Голос: Да.
Владимир Иванович: Утренняя звезда?
Голос: Да.
Владимир Иванович: Это звонит Владимир Иванович Субботин. Из Брянска.
Голос: Тот самый Субботин, который руководит удивительным ансамблем диско?
Владимир Иванович: Так точно!
Голос: Мы видели вашу видеокассету и плакали от счастья, что такой человек как вы и такие ребята, которых вы воспитали, живут в нашей стране! Быстрее приезжайте в Москву! Вы обречены на победу!
Владимир Иванович: (с волнением) Простите, а с кем я говорю? Как ваша фамилия?
Голос: Моя фамилия Титов. Вы все поняли?
Владимир Иванович: Да. Ждите. До свиданья!

Владимир Иванович кладет трубку и пораженный разговором замирает у тумбочки.
У окна танцзала примостились Николай Гришковец и Натэлла.

Натэлла: Колька, что с тобой? Ты сегодня какой-то злой и грустный.
Николай: У меня так вот... как-то... вчера умерла бабушка.
Натэлла: (В ужасе, осуждающе) И ты скрывал это от коллектива!?
Николай: Не хорошая какая-то смерть. Как-то... вот так... как бы так. Она уже давно жила отдельно от нас как бы. И была не много не в себе. Так вот! Ее квартира находилась на последнем этаже дома. (показывает рукаими) И бабушке все казалось, что на чердаке кто-то ходит. И хочет ее как бы... убить. По ночам она как бы не находила себе места. Конечно, на чердаке никого не было. Но ей казалось, что кто-то там есть. Так, как бы, однажды, когда муки стали совсем так вот...невыносимы, она позвонила в ЖЭК и потребовала, что бы пришел как бы слесарь, и разобрался с тем, кто как бы ходит по чердаку. Они действительно послали как бы человека, он вооружился как бы разводным ключом и стал как бы обыскивать крышу. А как бы бабушка, которая жила как бы внизу, и как бы вдруг отчетливо услыхала эти как бы шаги. (Плачет) Она ведь как бы не знала, что это как бы слесарь там ходит. Ходит и как бы ходит. Она легла на как бы кровать так вот... и стала как бы молиться. А жила она в старом как бы доме. Балки уже как бы сгнили. И вот как быслесарь, проходя по как бы чердаку, проломил одну такую как бы балку и провалился в как бы комнату как бы бабушки, прямо возле как бы кровати. А в как бы руках у него как бы был разводной как бы ключ! Как бы бабушка как бы увидела как бы его и как бы поняла, что как бы он как бы пришел как бы ее как бы убивать, и как бы умерла от как бы страха. Вот как бы собственно все. Так вот!

Николай молчит и нервно стучит пальцами по подоконнику.

Натэлла: Нет, Коля, не молчи, скажи что-нибудь, но только не молчи! Слышишь, тебе, говорят, не молчи!

У третьего окна - Геннадий и Димка.

Геннадий: Этим летом я ходил на байдарке по живописным рекам Тверской области и познакомился там с прекрасным тружеником Александром Семеновичем Мартышко.
Димка: Если ты с ним познакомился, значит, он не совсем обычный человек.
Геннадий: Верно.
Димка: А что же он делает? Чем занимается?
Геннадий: Он роет траншеи. Они получаются у него очень глубокими и невероятно удобными.
Димка: Этот Мартышко делает это за деньги?
Геннадий: В том то и дело, что нет. Рытье траншей стало для него своеобразным хобби. За последние пять лет Александр Семенович вырыл уже более 70 километров траншей. При чем не только в Твери. Его часто приглашают на гастроли в соседние области, так что его график уже расписан на несколько лет вперед. Во время нашей продолжительной беседы он искренне хохотал и озорно отплясывал под "Семь сорок".
За годы этой работы я - сказал Мартышко: я накопил массу знаний и подумал, что ими надо поделиться с людьми. Теперь у Александра Семеновича Мартышко есть верные и надежные ученики. Это: Иван Никитчук, Галина Платова, Евдокия Седакова, Николай Рябоконь, Автондил Панчулидзе, Семен Буркин, Ашот Симонян, Марат Хаснулин, Ильяс Курбанов, Федор Полубояринов, Борис Бесстрашнов, Юрий Бычков, Василиса Унова, Роман Гирель и братья Вахрушевы, о которых ты вчера спрашивал. Запомним эти имена. Уверен, мы еще не раз о них услышим.
Дима: Ладно, Гена, конечно, это все очень интересно, но ты мне вот что скажи: тебе известно, что в состав губной помады входит фекальный жир?
Геннадий: Нет.
Дима: А вот теперь знай, когда будешь целоваться. Когда я впервые об этом услыхал, многое в своей жизни переосмыслил.

Неожиданно в зал входит Варвара Никитична Бочкарева. Она направляется к Николаю Гришковцу и встает напротив него, уперев руки в бока.

Варвара Никитична: И все-таки я пришла Николай! Я пришла, потому что я хочу, что бы ты знал, что на земле есть старуха, которую ты сегодня оскорбил и которая тебе этого никогда не забудет. Заруби себе это на носу, сынок! Ишь, ты какой! (передразнивает) Пошла вон! А маме своей ты тоже так говоришь? (передразнивает) Мама, а ну-ка пошла вон! А мама не хочет идти вон. Она хочет проучить своего резвого сынулю. Что ты вылупил глаза как козел?

Становится темно. За окнами вспыхивает молния и звучит гром. В всполохах света Варвара Никитична приобретает демонические черты. Николая буквально сводит судорога.

Варвара Никитична: Послушай, салага, когда я служила во флоте, таких как ты, мы связками швыряли за борт. По пять по шесть человек в одной связке. Я уже написала письма моим знакомым морякам в Мурманск, и они скоро приедут сюда и разберутся с тобой, пацан! Ты будешь, как суслик ползать передо мной на коленях и вымаливать у меня прощения. Но приговор мой будет суров! И я уже знаю, что я сделаю с тобой. (Дьявольски хохочет.)
Света: (испугано) Варвара Никитична, что вы задумали? Опомнитесь! Коля просто пошутил! Он не хотел вас обидеть!
Варвара Никитична: (зло смеется) И я то же скоро с ним пошучу! О, это будет самая страшная шутка в мире!!! (Всем) Он думал, если я уборщица он может понукать мной как скотиной. (Передразнивает) Сделай это. Принеси то. Он ведь, подонок, считал, что я его рабыня! И гадил. Каждый день гадил! Ведь я просила тебя не кидать окурки в писсуар! Просила!?
Николай: (с дрожью) Дд-аа.
Варвара Никитична: (качает головой) И так, ты признал и это!
Настя: Что это значит?
Варвара Никитична: (орет) Это значит, что казнь состоится при любой погоде!

Дождь за окном стихает. Варвара Никитична удаляется с гордо поднятой головой. В зал возвращается Владимир Иванович.

Владимир Иванович: Ну, что ж, продолжим. Встали, рассосредоточились по залу... (удивленно смотрит на ребят) Что-то случилось? Что произошло?
Света: Владимир Иванович, Коля поссорился с уборщицей, с Варварой Никитичной...
Владимир Иванович: И что?
Настя: У них произошел конфликт.
Владимир Иванович: И что?
Настя: Коля наорал на Варвару Никитичну, а потом она вернулась, и поклялась ему отомстить.
Владимир Иванович: (растеряно) Это ужасно! (Коле) За что ты накричал на старушку? Что она тебе такого сделала?
Николай: Она как-то...сомневалась в нашей победе в Москве. Я сказал, что нас как бы покажут по телевизору... А она стала так вот...глумиться.
Владимир Иванович: Ах, вот что! И поэтому ты решил на нее наорать. (осуждающе) Молодец. (Ребятам) И что же никто не смог остановить Колю? Где вы все были в этот момент?
Света: Мы все были в зале.
Владимир Иванович: Вы меня пугаете. Это ужасно. Мы ведь так гордились нашим дружным коллективом! Зачем же я так много говорил вам об интеллигентности, зачем читал свои стихи, зачем устраивали обсуждение книги Евгения Белоножкина "Алмазы души"? Зачем? Я не понимаю!
Николай: Извините меня так вот... Владимир Иванович. Я как бы не подумал, что Варвара Никитична обидится... Я хотел с ней так вот пошутить... Ведь правда, ребята, я хотел с ней пошутить? Вы же все видели? Как бы! Как бы!
Владимир Иванович: (не обращая внимания на Колю) Димка, ты же у нас высокоинтеллектуальный человек, ты учишься в бухгалтерском техникуме, и ты не смог помешать Коле сделать эту пакость? Ты ведь раньше таким не был!
Димка: Я просто растерялся. Я не знал что сказать.
Владимир Иванович: (трагически) Теперь наша поездка в Москву под большим вопросом. Вы понимаете, что вы натворили?
Геннадий: А почему наша поездка под вопросом?
Владимир Иванович: И он еще спрашивает... Теперь Варвара Никитична может написать письмо на центральное телевидение. И тогда случится страшное. Я уже представляю, что скажут в Останкино. Они скажут, если вы называете себя танцорами диско и при этом издеваетесь над старухой, над пенсионеркой, вам нет места на Центральном телевидении. И тогда все твои оправдания Николай ничего не будут стоить. Ты только представь, с какими глазами мы вернемся обратно. (Коле) Ведь твоя бабушка первой спросит: "Почему вас не показали по телевизору?" А ты ... Ты будешь стоять перед ней с опущенной головой, как нашкодившая хрюшка.
Света: Владимир Иванович у Коли больше нет бабушки. Она умерла.
Владимир Иванович: Это ужасно. Все гибнет вокруг тебя Николай. Я не удивляюсь тому, что случилось с твоей бабушкой, после истории с Варварой Никитичной.

В закутке звонит телефон. Владимир Иванович опрометью бросается к нему и поднимает трубку.

Голос: Алло, это Брянск? Клуб 20 ГПЗ?
Владимир Иванович: Да.
Голос: Могу ли я поговорить с руководителем ансамбля диско "Калейдоскоп счастья" Владимиром Ивановичем Субботиным?
Владимир Иванович: Да, это я.
Голос: Это говорит Титов. Что же вы натворили?
Владимир Иванович: Не понимаю...
Голос: Не понимаете? Или делаете вид, что не понимаете? Только что нам позвонила из Брянска, пожилая женщина. Она плакала и говорила, что ваши ребятки не дают ей жить. Это правда? Молчите. Если вы называете себя танцорами диско и при этом издеваетесь над старухой, над пенсионеркой, вам нет места на Центральном телевидении! Если она еще раз нам позвонит, или мы получим от нее письмо о ваших проделках, можете распрощаться с первым местом и забыть дорогу в столицу. Здесь ценят и уважают пожилых людей!

Раздаются короткие гудки. Владимир Иванович замирает у тумбочки. Потом возвращается в зал. К нему тут же подбегает Николай.

Николай: (растеряно) Так вот...Что же мне теперь делать?
Владимир Иванович: (ребятам) И он еще спрашивает? Бегом извиняться. И главное - помни тебе нужно уговорить Варвару Никитичну, чтобы она не звонила, и не писала никаких писем в Останкино. Одно такое письмо может погубить месяцы наших бесценных репетиций. Иди, и не возвращайся ни с чем.
Николай: Мне будет сложно это сделать!
Владимир Иванович: Но ты это сделаешь ради всех нас! И я хотел бы Коля, что бы после этих извинений, вы стали с Варварой Никитичной самыми добрыми друзьями.

Николай уходит. Владимир Иванович задумчиво бредет по залу.

Голос: Владимир Иванович глубоко задумался. В его голове происходила сложная работа. Он очень волновался: сумеет ли Коля уговорить Варвару Никитичну простить его? Если сумеет тогда все ясно. А если нет...Она ведь женщина не простая. И может решиться на какой-нибудь отчаянный поступок. Владимир Иванович мысленно произносил одну и ту же фразу...
Владимир Иванович: Коля, ты должен нас спасти!

Подсобка уборщицы над танцевальным залом. В нее входит Варвара Никитична. Уборщица, заперев дверь, снимает огромные куски мешковины, которые прикрывают собой семь больших, в человеческий рост, золотых яиц. На всех яйцах надпись "Фаберже". Над яйцами на стене портрет какого-то старого человека, это отец Варвары Никитичны Бочкоревой-Фаберже, знаменитый Никита Фаберже!

Варвара Никитична: (обращаясь к портрету) Отец, ты слышишь меня отец? Ты видел, что этот живодер сделал со мной. А все его дружки стояли и похихикивали, мол, так тебе и надо, старая карга!
Я ведь знаю, знаю, что они обо мне думают. Они думают, раз я такая беззащитная, раз я уборщица, значит, я должна уткнуться рылом в половую тряпку и в помойное ведро. Вот какую судьбу они мне готовят и ты этому свидетель. Отец, ты понимаешь, о чем я говорю? Раньше ты меня всегда понимал. В детстве ты водил меня смотреть на свои удивительные творения - на эти золотые яйца!!! Ты говорил: "Вот смотри дочка - это все твое. Я умру, и все тебе достанется. Бесценные сокровища будут принадлежать тебе по праву". И я представляла себе тот день, когда я надену на себя все свои диадемы, все драгоценные браслеты и изумрудные ожерелья, и люди, увидев меня на улице, сразу поймут - кто я. Они будут говорить это сказочная красавица - дочь Фаберже. Но судьба распорядилась иначе. И теперь мне суждено закончить свои дни в старом провинциальном сортире! Где же справедливость отец, где высший суд? Где же твоя лютая месть, о которой ты меня всегда предупреждал? Где твоя дивная сила?!! Я требую мести!

Портрет отца: Успокойся дочка, все будет, так как ты хочешь.

В это время раздается стук в дверь.

Варвара Никитична: (оторопело) Кто там?

Из-за двери раздается голос Кольки Гришковца.

Николай: Это как быКоля. К вам можно?
Варвара Никитична: Нет, я голая! ( Варвара Никитична начинает судорожно прятать под мешковиной золотые яйца).
Николай: (жалостно) Варвара Никитична, мне нужно с вами так... вот.. поговорить о чем-то так... важном!
Варвара Никитична: (кричит в сторону двери) И у тебя хватает наглости преследовать меня? Ты, наверное, задумал изнасиловать старую женщину. Я думаю даже, нет, я уверена, что ты стоял под дверью и дожидался, когда я разденусь, что б затем вбежать в мою подсобку, в мое последнее убежище и изнасиловать старуху! Коварный план, но он не удался.
Николай: (Из-за двери) Я прошу, откройте, мне нужно как бы с вами поговорить!
Варвара Никитична: Я открою тебе только в том случае, если ты признаешь, что задумал совершить со мной именно это!
Николай: Нет. Варвара Никитична, я не хотел вас как бы изнасиловать! Я просто очень люблю танец диско! Так вот!
Варвара Никитична: Но причем здесь я? (истерически смеется) Ты любишь танец, и при этом считаешь, что тебе все позволено, что старуха промолчит, когда ты будешь выгонять ее педалями. Да ты талантлив, но этого мало, что б управлять моей судьбой.
Николай: (Из-за двери) Я хотел бы попросить у вас прощенья! Так...
Варвара Никитична: Вот, значит, за чем ты пришел! Простить тебя здесь, в моей подсобке я не смогу, я хочу, что бы мы вместе с тобой пошли к ребятам и там при них, при всех я попробую это сделать. Ты слышишь, только попробую. Хотя признаюсь, после твоих выходок, сделать мне это будет не легко. И ты должен будешь приложить максимум усилий, что убедить меня в искренности своих намерений. Согласить поверить в них трудно. Ты растоптал все наши добрые отношения.
Николай: Но, Варвара Никитична, помните, когда вы только появились в нашем клубе, ведь я был первым, кто как бы с вами поздоровался.
Варвара Никитична: Да, ты умеешь найти больное место в моей, израненной тобой же, душе! Ну что ж... пойдем.

Варвара Никитична открывает дверь и вместе с Николаем идет в танцевальный зал.

Голос: Владимир Иванович верил в своего ученика и конечно же в искусство - в прекрасный танец диско и бессмертный евроденс "Палома бланка".

Звучит "Палома бланка". В зале танцоры, застыв, смотрят на Владимира Ивановича и не танцуют. Вдруг дверь неожиданно раскрывается и в зал входит понурый Николай, а за ним Варвара Никитична Бочкарева. Она идет с гордо поднятой головой.

Николай: Варвара Никитична, простите меня, пожалуйста! Я не хотел. Мне очень стыдно.
Варвара Никитична: (Подозрительно) Что-то мне не верится. Наверное, ты чего-то задумал.
Николай: Нет, я просто, р-р-р-раскаялся.
Владимир Иванович: Варвара Никитична он действительно понял что ошибся.
Варвара Никитична: Горько ошибся. Это точно!
Света: Варвара Никитична, а мы решили подарить вам орла.

Света передает Варваре Никитичне орла подаренного Геной.

Света: Правда, Гена?
Геннадий: (мрачно) Правда.
Варвара Никитична: Орла? Разве я похожа на орла? (подозрительно) Здесь, что-то не так.
Света: Ведь у вас скоро день рождения.
Варвара Никитична: Через десять месяцев.

Света начинает рыдать.

Варвара Никитична: Что с ней?
Генннадий: (мямлит) Она плачет, потому что до вашего дня рождения очень долго ждать.
Варвара Никитична: Орел не плохой. Я поставлю его на трюмо. Возле фарфоровой фигуристки.
Николай: Значит, вы меня простили?

Варвара Никитична напряженно смотрит на Колю. Коля, подчиняясь гипнотическому взгляду уборщицы, встает на колени и подойдя на них к старушке начинает жадно и страстно целовать ей руки. Варвара Никитична смотрит на Димку. Димка то же встает на колени и точно так же, подойдя к старушке, начинает целовать ей руки. То же самое происходит и со всеми остальными ребятами. Очередь доходит и до Владимира Ивановича.

Владимир Иванович (подползая на карачках к старушке): Простите меня, дурака, за то, что воспитал таких олухов, простите.
Варвара Никитична: (Громовым голосом) Бог с вами. Прощаю.

Все ребята и Владимир Иванович встают и начинают нервно смеяться.

Владимир Иванович: Спасибо вам за науку Варвара Никитична. Я скажу честно: я всегда считал себя учителем, и только теперь понял что настоящая учительница скромно жила с нами рядом и это вы.
Варвара Никитична: (стесняясь) Да какая я учительница?

Неожиданно в зал входит человек в форме капитана третьего ранга. Это высокий статный мужичок.

Капитан: Товарищи, скажите, здесь работает Варвара Никитична Бочкарева?
Владимир Иванович: Да вот же она!
Капитан: (Обращаясь к Варваре Никитичне) Разрешите доложить?
Варвара Никитична: Докладывайте!
Капитан: Я, капитан атомохода "Иван Грозный", бывший юнга Северного флота Степан Зубков, прибыл к вам, что бы сообщить: 1000 моряков из Мурманска послали письмо в Москву самому главному министру с просьбой вернуть вас на корабль и вчера в столице дали добро!
Николай: Вот это да!
Геннадий: (Восхищенно) Да это же, тот самый знаменитый капитан Зубков, который сквозь ледяные торосы Арктики прошел путь от Игарки до порта Ванино!
Варвара Никитична: Дай-ка я обниму тебя капитан! (Обнимает капитана. Плачет). За всю мою прожитую жизнь ты принес мне самую радостную весть.
Капитан: Варвара Никитична, если бы вы знали, что в жизни сотен мальчишек вы сыграли не последнюю роль. Я ведь в мореходку решил пойти, когда посмотрел документальный фильм о вас. Он назывался "Капитан-женщина"! А ваша фотография из журнала "Огонек", висела у меня дома над письменным столом и каждую ночь, я зажигал перед ней свечу.
Варвара Никитична: (растрогано) А ну-ка дай я тебя еще поцелую! (ребятам грозно) А вы все смотрите, как целуются моряки. (Целует капитана взасос).
Капитан: Правда победила!
Варвара Никитична: Не только, правда, Степан, но и дружба. Если бы не эта 1000 героев я бы и до гробовой доски здесь корячилась. Ну, вот ребята, теперь у вас будет новая уборщица. Не жалко со мной расставаться? Ведь нам еще ох как много надо было друг другу сказать.
Николай: Жалко, но что поделаешь. Как бы...
Варвара Никитична: Я думаю, с отъездом тянуть не стоит. Уже после завтра буду в Мурманске и тут же на корабль. Степан, а ты как думаешь?
Капитан: Вы мой кумир, и все, что вы говорите, для меня звучит как песня.

Неожиданно начинают трубить трубы.

Варвара Никитична: (изумленно) Что это?
Капитан: Это все трубачи Мурманска салютуют вам Варвара Никитична! И их голос слышит вся страна!
Варвара Никитична: (кричит) А ну-ка ребята музыку!

Вокруг Варвары Никитичны бьют фонтаны золота и серебра, а над ее головой вспыхивают созвездия изумрудов и рубинов!
Звучит знаменитый евроденс конца 70-х годов "Палома бланка". Варвара Никитична, Степан Зубков и ребята лихо отплясывают знакомый зрителям танец. Через некоторое время уборщица и капитан в танце прощаются и исчезают за сценой, посылая радостным ребятам многочисленные воздушные поцелуи. Музыка стихает. Ребята окружают Владимира Ивановича.

Владимир Иванович: Ты сегодня Коля, сделал большое дело. Честь тебе и хвала.
Николай: (скромно) Да, ладно. Все как-то... так получилось.
Владимир Иванович: А что ты скромничаешь? Ведь это дорогого стоит - признать свои ошибки. Только настоящие мужчины Николай способны на такое, и ты сегодня это доказал. Ты сломил свою гордость и помог коллективу. Молодец!
Димка: Нет, правда, Коля, ты молодец, что смог переступить. Не возгордился.
Геннадий: Владимир Иванович, а теперь наши шансы победить в Москве возросли?
Владимир Иванович: А ты сам как думаешь?
Геннадий: Думаю, да.
Владимир Иванович: Это хорошо, что ты уверен в нашем коллективе. Даже очень хорошо!
Настя: А что бы вы сейчас больше всего хотели?
Владимир Иванович: Я бы хотел ребята, что бы мы так отрепетировали наш танец, как не репетировали никогда. Было бы замечательно если бы мы сейчас хорошо себе представили обстановку в Останкино, прочувствовали атмосферу Центрального телевидения, увидели лица наших зрителей. Уловили атмосферу голубого экрана, нашего верного и надежного друга. Это он делает нас известными, красивыми, талантливыми. Какой убогой и скучной была бы наша жизнь, если бы в ни он. Но в миллионах квартир каждый день голубое сияние дарит нам драгоценные часы общения с полезными продуктами и людьми.

На его словах танцоры тихо на цыпочках уходят из зала и возвращаются в своих костюмах. Ребята в лосинах с блесками, рубахами с жабо и париках. Девушки в испанских платьях. Звучит "Палома бланка". Владимир Иванович с восхищением смотрит как ребята репетируют. Они танцуют как боги. Их движения восхитительны и грациозны. Танцоры с упоением любуются друг другом. В полном экстазе они начинают двигаться с закрытыми глазами. Упоение достигает своего пика. Танцоры в полном экстазе. Но что это? С потолка, из бывшей подсобки Варвары Никитичны Бочкаревой-Фаберже падает огромное яйцо. Оно обрушивается на Николая, и он замертво падает на сцену, придавленный драгоценностью. Через секунду точно такая же трагедия происходит с Димкой, затем с Геннадием, со Светой, с Натэллой, с Настей. И вот когда все ребята погребены под чудовищными золотыми яйцами, наступает черед и Владимира Ивановича. Художественный руководитель начинает танцевать свои последние, предсмертные па. Музыка становиться жалостной. И мы понимаем: сейчас случиться непоправимое. Подобно умирающему лебедю из Сен-Санса Владимир Иванович складывает "крылья".

Неожиданно к двери ведущей в подсобку подбегает Варвара Никитична. Она пытается открыть ее. Но ничего не получается.

Варвара Никитична: (кричит) Отец, остановись! Я простила ребят! Ты слышишь, я их всех простила! Их нужно спасти, я не могу обмануть их доверия! Что случилось с дверью? Почему она не открывается?

Варвара Никитична все открывает дверь и вбегает в подсобку. Там она застает лишь последнее яйцо, которое уже на половину провалилось в пол. Варвара Никитична судорожно обхватывает его руками, пытаясь вытащить наружу, но ничего не получается. Яйцо медленно уходит вниз и падает на Владимира Ивановича Субботина.

Медленно затухает свет.

Голос: Это были удивительно красивые люди! Их унесла нелепая и необычная смерть - они погибли от семи золотых яиц фирмы "Фаберже"! Да, ребята погибли. Они погибли. Но прошел год и на главной площади Брянска был возведен удивительный по своей красоте монумент. Семь фигур великих танцоров диско были отлиты из семи золотых яиц. Скульптурную группу венчал бессмертный, художественный руководитель "Калейдоскопа счастья" Владимир Иванович Субботин, а все участники ансамбля застыли в своих последних, волшебных, чарующих па. Скульптор, народный художник России, вложил в свою работу всю душу, и все танцоры были не только очень похожи на себя, но выглядели как живые. Казалось, они вот-вот сойдут к нам и скажут: "Здравствуйте"!

Вспыхивает свет и озаряет золотую скульптурную группу танцоров. Они похожи на Лаокаонов. У их ног венки. На постаменте высечена надпись "Искусство бессмертно".

Голос: В момент открытия памятника к нему пришла и Варвара Никитична Бочкарева, которая еще не давно ругала ребят и спорила с ними.

Перед памятником появляется Варвара Никитична Бочкарева-Фаберже. Она в костюме капитана дальнего плаванья. Ее грудь украшают ордена. В руках у нее цветы. Варвара Никитична кладет их подножью памятника. Она внимательно осматривает золотые фигуры знакомых ребят.

Варвара Никитична: Да, ребятки... Это я виновата в вашей прекрасной смерти. Именно я. Ведь в тот злополучный день, когда я просила отца отомстить вам, и потом простила вас, меня поразило известие о восстановлении в знании капитана. Добро победила. И от счастья я опоздала в подсобку попросить дух своего отца не мстить вам, так как вы раскаялись. Я погубила вас! Хотя и простила. Теперь ваша очередь прощать меня. Как же я вас всех любила! Владимир Иванович, ну хоть ты прости меня. Эх, родненькие вы мои! (рыдает).
Год назад на вашей могиле я поклялась, что продолжу ваше дело и завоюю первый приз на конкурсе "Утренняя звезда", и я сдержала свое слово. Я станцевала ваш танец диско так, что жюри сразу оценило мой талант. Вот приз, который мне вручили в Москве! ( Варвара Никитична вынимает приз из внутреннего кармана кителя.) Возьмите его. Теперь он ваш!

Голос: Но что это? Опять звучит бессмертный евроденс "Палома бланка"! Это чудо, настоящее чудо!

Неожиданно золотые фигуры срываются с места и начинают танцевать под "Палому бланку". Снова возникают знакомые па из постановки Владимира Ивановича Субботина. В пляс со статуями пускается и Варвара Никитична Бочкарева-Фаберже.

Варвара Никитична плачет и памятник вновь застывает, а статуя Владимира Ивановича берет с постамента приз "Утренней звезды" и подняв его на своей головой застывает.

Голос: Это было только видение старой капитанши. Прекрасных дней уже не вернуть.

Занавес


СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

SpyLOG

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1