Дмитрий Бавильский

Заповедник
"Завтра": пр законам радикального искусства


Точно знаю, что меня волнует в газетах меньше всего - информация. Стоит признать, что в эпоху тотальной симулякризации всех сфер общественной жизни, разнузданного апофеоза масс-медиа, печатному слову трудно угнаться в объективности и оперативности за словом звучащим. Визуальность, картинка делают свое дело. Хотя и на этом пути случаются уязвимости. Так для человека более продвинутого, поглощающего не то что дают, а то что ему самому надо, неудовлетворительным оказывается режим просмотра. Рассчитанного на одновременное потребление сразу миллионами. Не очень хочется ощущать себя находящимся в этом стаде. Меня действительно не интересуют новости из горячих или холодных точек, меня вообще новости не интересуют. Воспринимать можно только "проверенные", устоявшиеся сообщения, ставшие историей. И потому напрямую как бы тебя лично не касающиеся духи свершенного, свершившегося. В этом смысле, газета оказывается просто-таки незаменимой. Актуальный репортаж поменяется здесь экспертным анализом, с которым я могу согласиться или нет, которому могу довериться или отказать в доверии. В любом случае, я нахожусь в диалоге. Только не с современностью, но с современными мне людьми. Которые используя принятые способы подачи информации решают и какие-то свои внутренние проблемы. Важна не конвеерность, положенная в основу работы электронных СМИ, но некая индивидуальная процессуальность. Газета становится частью образа или стиля жизни. Потому что, в конечном счете, я выбираю газету, а не она меня. Многолетнюю подписку можно сравнить с пропиской. Ибо если театр начинается в вешалки, то домашний уют с наполненности почтового ящика. Поэтому основной задачей современного периодического издания, мне видится создание некоего единого метатекста, энерционного следа репутации, впечатления. Важна не объективность, но партийная принадлежность, с точки зрения которой мне уютно обозревать окрестности. И если спросят за кем пойду, за истиной или за газетой, то не буду сомневаться ни секунды, конечно, за газетой. Ибо какое мне дело до истины, и есть ли она вообще ? Другое дело правда. Только не та правда, что основана в 1912 году по инициативе Ленина, но моя собственная, может быть хилая и не очень убедительная, зато моя. Другой не будет. Да и не надо.
А теперь я бы хотел перейти к объекту своих рефлексий - "газете государства российского"(как она сама себя с недавнего времени величает) "Завтра". Ибо глубоко убежден, что очередной раз совы оказываются не тем, кем кажутся. Многострадальный орган "народной оппозиции"( как она называлась в недавнем прошлом) имеет совершенно иные жанровые характеристики чем принято считать. И меньше всего газета эта имеет отношение к политике, политическим процессам, etc. На лицо некое утопическое, мало имеющее отношение к реальности пространство, со своим сложно организованным хронотопом, персонажами и коллективным автором. Костяк которого составили люди, для которых смерти подобно признание утраты безраздельного влияния логоцентризма, пресловутой российской литературоцентричности. Так порой случается в эпохи, когда "время" меняется быстрее, чем люди в этом времени живущие. Так мы получаем рецидив того самого сознания, что было положено в основу краткого школьного курса литературы и потом целенаправленно (или не очень) вдалбливалось местному народонаселению. Отливаясь, время от времени, в душераздирающие формулы типа "поэт в России больше, чем поэт. "Не случайно, что как бы самая оппозиционная и непримиримая газета ( или газета, претендующая на подобные характеристики), возникает как альтернативное писательское предприятие, созревая как идея именно в больном писательском воображении. Которые отказываются даже от авторского монополизма в пользу некоего общего панорамного полотна, "Лукоморья", выстроенного в лучших традициях карнавальной, сказочной и прочих традиций. Мы имеем дело с грандиозным, постоянно разворачивающимся во времени, перфомансом. Который по провокативности своей и энергетической наполненности, агессивности и одновременной неограниченной органичности оставляет далеко позади наших модных жудожников-акционистов. Именно тактика "повышенного голоса", срывающегося то и дело на крик, обеспечивает в наше запредельно шумное время, необходимое паблисити, перманентное внимание потенциального эектората. Здесь главное - не сорвать и не посадить (!) голос, но, постепенно наращивая обороты вырваться в практически безграничные пространства запредельного. Где, и с этим трудно не согласиться, у "Завтра" действительно нет конкурентов. Первая же взятая нота оказалась настолько высокой, что автоматически вывела "День" из обычной для всех установленной весовой категории, общественно-политического коридора. И если по-началу, толстокожие и неотзывчивые к современным эстетическим веяниям демократы, как-то цеплялись, пытаясь возбудить себя до очередной бесплодной дискуссии, то постепенно даже они осознали инаковость методологической базы газеты. Эта эстетическая инаковость и оказывается счастливым залогом существования "Завтра" вчера и сегодня, талисманом, оберегающим как от отсутствия внимания, так и от решительных репрессий со стороны власть придержащих. Которые подсознательно понимают, что грех воевать с художественной литературой в стране слов. Да и не царское это дело. Кстати, достаточно показательно, что значительную часть своего объема, редакция посвящает именно "культурной политике", с завидной регулярностью печатая литературно-критические статьи, отрывки из новых писательских нетленнок, интервью с персонами и персонажами "патриотической культуры". Еженедельный объем, отводимый "Завтра" на вопросы искусства вполне сопоставим с объемом, отводимым на те же самые явления, к примеру, в "Литературной газете"(3 - 4 полосы), где "литература", олицетворенная профилем Пушкина, вынесена как никак в эмблематическое, "фирменное" название. Художественная часть, именно с которой лично я начинаю знакомство со свежим номером газеты, откладывает неизгладимый отпечаток и на остальные рубрики и разделы. Проникая в "серьезные" обзоры и разборы, диктуя им свою логику, навязывая свой контекст. В

котором, к примеру, полоса "Конспирология" оказывается отсылкой к массовому авантюрному роману, не больше. Убогий характер большинства представленных здесь "произведений" - дело десятое. Ибо газета честно отображает реальный уровень державно-патриотической словестности.

Убежден, что редакция "Завтра" действительно сочинила газету завтрашнего дня - в ней напрочь отсутствуют привычные для читателей других периодических изданий колонки новостей или главная новость дня, вынесенная самым крупным кеглем в шапку номера. Здесь иной монастырь. Новости заменяются лубочным (или КВН-овским) по форме "Агентством ДНЯ", где с шутками и прибаутками, порой не без остроумия, моделируется как бы глас народный, как бы народный юмор. Понятно, что к реальному положению дел эти шуточки не имеют никакого отношения, важнее воскресить сам дух народной смеховой культуры, балагана, переодеваний. Любой политический деятель или любое политическое событие, попадая на пространство первой полосы газеты превращаются в кукол ярмарочного райка, картонных кричаще раскрашенных марионеток, преувеличенно топорно исполненных, преувеличенно дергающихся на потеху публике. То же самое настроение пьяного капустника несут лозунги и призывы, расположенные на месте основных новостей. "Дышите в трубку, господин президент !"("Новый курс Ельцина есть курс лечения с использованием испытанных средств. Для себя - "барсучье сало", для народа - "кнут и коржик"). "Россией правит жестокая кукла"( "Эта кукла сделана из деталей камнедробилки, прицела танковой пушки, нескольких единиц стеклотары и поношенной электробритвы Сатарова, привезенной из зарубежной поездки"). Впечатление, которое призвана создать "витрина" первой полосы довершает карикатура, заложенная в правом верхнем (то есть "красном", самом заметном, "смотрибельном") углу. Карикатура Геннадия Животова "Двуглавый дракон", а не фотография, как намек хоть на какое-то жизнеподобие, хоть на какую-то объективность. И так, в таком духе, до бесконечности. Понятно, что никакой нормальный, адекватный человек, за исключением литераторов и прочих деятелей культуры, на подобный бред просто не способны. И только профессиональные невротики и потенциальные объекты шизоаналитиков, способны на беспримерные попытки по реконструкции и воссозданию Атлантид отошедших за ненадобностью в просвещенный век жанров. Клиника! Только в лихорадочной тишине прокуренного писательского кабинета могут рождаться конспирологии, фактологии, умозрительные формулы и фобии. На виртуальный характер проекта работает и несостыковка различных частей. Когда на соседних полосах соседствуют апология Иисуса Христа ("Христос - первый коммунист" редакции показалось мало, добавляется аксюморонное "С Богом, товарищи !"(вспомним, что еще несколько лет назад именно так и пародировались сатириками первомайские лозунги)) и воинствующий антисемитизм. Тоже ведь не на пустом месте выросший. Ибо евреи, известные как "народ книги" могут оказаться самыми опытными и опасными конкурентами в логоцентристской оппозиции современной цивилизации, в торговле своей непохожестью, самостью, спецификой "особого пути" и конвертируемых загадках народного духа.

Интересно, что "Завтра", как и художники-акционисты леворадикального толка, от Бренера до Брежнева, от Кулика до Шабурова, демонстрируют поразительную консервативность, архаичность даже, своих художнических стратегий. Основанных на ритуальности, телесности, первородности жеста etc. Превращаемых в выгодное, коммерческое предприятие. В этом смысле програмное обращение к литературности, литературщине, манипуляции штампами и общими местами ВРЛ, претензии на единственно законное наследство этой самой ВРЛ, обнажают методологический прием, доводя его до логически завершенной картины. ВРЛ может приносить ощутимый дивиденд. Как Большой театр, как майки с Храмом Христа Спасителя. Действительно, обращает внимание разница в цене газет, если их сравнивать на лотке в метро. "Завтра"-то (при том минимуме информации) ощутимо дороже будет. Остальное - детали.

Вот деталь, мимо которой просто невозможно пройти - растекшаяся на целую полосу новая поэма Егора Исаева "Буцен" (№ 5. 1995). Думаете он так долго молчал, потому что курочек выращивал ? Заготовка яйца и мяса птицы стихам не помеха, попашем - напишем такой запредел, умри, Пригов со товарищи. Я первоначально хотел выписать несколько строчек для примера этой мудреной а 1а Юрий Кузнецов (у заединщиков свои звезды и свои приоритеты) стилизации как бы на темы русской языческой мифологии, с говорящим солнцем, спорящими ручьями и человеком, хозяином идущим среди богатств окружающей среды, но, честное слово, не смог выбрать. Видимо, как у Бродского: если цитировать, так сразу целыми периодами, главами. Да я не Белинский и газета не журнал. Но показателен этот мифопоэтический дискурс, претендующий на статус идеологического погоняла. В котором как в капле воды отражается и утопия комунопатриотического сознания и технология создания такого зеркала, что отражает тебя, любимого. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду (!) доложи... Вот оно и докладывает, и докладывает и докладывает. В том нет ничего дурного (см. начало моих заметок), я сам обманываться рад. Только дело - в степени убедительности, достоверности, компетентности. Фольклорная по духу схематичность, черно-белая полярность следствие не только ленинского плана монументальной пропаганды помноженного на примитив (в художественном, эстетическом смысле этого термина) митинговых страстей, но еще и обратная сторона "завтрашних" умельцев, уровень развития самосознания редакционно-читательского актива. Который, быть может, на подобную-то агитку и способен. Но поскольку актив этот, на всех парах творческого, коммерческого и прочих напряжений создает конгениальную (читай, органичную) систему, она ( поэтому) и получается столь вдохновляюще ( но никак не пугающе) жизнестойкой. Все это имеет большее отношение к законам собственно жизни, чем к достижениям той или иной идеологии.

Редактор одного очень либерального ежемесячника, увидев в моих руках газету "Завтра" заметил скорбно, что не стал бы помогать своим идейным противникам своим трудовым рублем. Отчего же я веду себя так ревизионистски ? Легенды и мифы о сокрушительной силе органа народной оппозиции государства российского исходят из ленинского определения партийной печати как коллективного агитатора и организатора. Что в эпоху беспрецедентного шабаша массовых коммуникаций, оказывается не только потерявшим актуальность, но просто-таки смешным. Однако демократы наши, как и прочие отряды передовой интеллигенции сформировались в ту еще эпоху безграничной веры ( в Бога верить не разрешалось, а в Слово, которое было в Начале - пожалуйста) в печатное слово. Это родовое пятно марксизма-ленининзма как вши из эссе М. Стуруа служат признаком эгалите, уравнивая и заединщиков и мремориальцев. Которые сами себя напугают как следует, а затем в свои выдумки и верят, и другим аппетит отравить пытаются. Ночью просыпаются и кричат от страха. А утром статьи пишут.

Я глубоко убежден, что активизация в стране прокоммунистических сил, помимо всяческих разнообразных объективных причин, является еще и материализацией интеллигентских неврозов. Которые провоцируют наших "плюралистов" на неадекватные жесты и шаги, на еще более неадекватные статьи и прогнозы. Так победа на выборах просто-таки выкликалась хором завороженных ожидателей грядущего Хама. Коммунистам ничего не оставалась делать как победить. Ибо кто чего боится - то с тем и случится.

Заслуга совершенно невинной безделицы, газеты "Завтра" в этом неподконтрольном каким-то манипуляциям процессе, минимальна. Тот, кто уже убежден, вряд ли, под влиянием творчества Проханова и компании, перейдет на другую сторону. И наоборот. Искусство бесцельно, оно нужно сначала своим творцам, а потом (в лучшем случае) всем остальным. А "Завтра" и нужно анализировать с позиций эстетических, художественных как некий самодостаточный текст. Как отстойник-заповедник, край непуганных патриотов.

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

SpyLOG

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1