И когда крупнокоммунальные страницы выщипаны, наконец - да, в зазорные... тут в картонном прецеденте лицемера-племянника - по скончании примеренных лиц - рассыпается в похвалы газетная вырезка. А у Якова - сияют непробиваемостью, как строй щитов, рескрипты на целлофане - широколиственный сад, где посажены пышущие весельем зубки, и перелетают стайкой в октябре и в мае с листка на листок, подхватив чернильного червячка - именную сладость: Якову - яково! Яков алексин - на цветущие выселки, какие ни пожелай! А мамулины-тетины сладкие имена - фьюить из окошечка! - и распались... и расхватаны прохожими - и носят как имена собственные.
Но Кое-Кого - вокруг пальца, Яково - Поднебесной: Я! Вокруг этого кадуцея! - нанизывая на облизанный заячьи-мозаичьи крошки печенья. Зазевался - и я не вижу, если вообще Его не вижу? Так я вижу - Он обо мне думает! Это Их Невидаль зрят меня дуплистым раззявой-деревом - бортью для жужжащих... или - растопкой для Польши? А ваши продувные деревья с их размахом - многорукой лестью небу - не винтовые лестницы в Иерусалим? Не догадались - так они туго закручены или я произнес слишком гарно, но не всем - в дегтемазы?
Я завел на нас значительное дело - целый альбом! Эй, красотки, цирлих-манирлих... спешите на ярмарку великих мужей! Кому их отбритые арбузы и дыни? Ишь, раскатились... их сливы и ушлые вишни? Вот корзины с грудами гвоздик и настурций - грудные корзины! Яблочки-сердечки с пулями косточек - пирамиды, напирай! Вылетай из обломавших зубки пергол-фотографий - засидевшиеся в белостоках фотограции, посиневшие от цветения... и чернявые-картавые гимназистики - пожелтевшие пане-марципане, лучшие в мире отопленцы! Знайте, я сам пускал пчелки, я сам топил Польшу! Чем... в чем... раздвоенный язык, так трещал и треснул... ах, тритон - то плавает в человечьем молчаньи, то гонит волну рыбьих речей... речную волну... Ну-ка, взопревшие в ваших шубах меховщики, обозная фронда, выпьем за нас с Войной по маленькой - из ваших аптечных склянок!
И ликуют - маленькие человеки, белый сток, всплеснувший фуражки с крабами - с фаршированными рыбами, промокают батистами свои капельницы: ваши сто миль пардонов - наши будьте веселы: тот последний, которого из нас скроили - беспардонный герой!
И - в южный охотный сад на краю света... в жасминно-трефовый, трефной, возвеличенный туманом - до острова, где на портрете, как на террасе -или наоборот... белокурая мадам - за пяльцами ожидания: пялясь в пустоту и день за днем удлиняя - ее видимость... ибо пустота шале равна ошалевшей от нее Магде - и не более постоянна... И события -счастливые заимствования и цитаты, чья счастливая жизнь - несущая в небо конструкция.
А объявись в непересказуемый дом Война, так мы и ждали очередную цитату - шутница Талия рюмочкой! - и примут на славу... пропущенную Магдой - верно, у Войны и без нас - полные ободья глаз, и высматривает из тех и этих имен, цветов, черт... словом, непрерывность видимости ей обеспечена. Посему - безмерно скучна... о, убийственна! Хотя, как всякое клише - безударна... И особенно защищена и крылата - за плечом горбоносого кавалера с неподвижным, как вечность, лицом...
"Когда верховный главнокомандующий французской армией прибыл в свой дом в ал-Азбакийе, там собрались актеры, акробаты, фокусники, дрессировщики обезьян, танцовщицы и шуты. Были сооружены качели подобно тому, как это делают в праздничные дни на ярмарках. Все это продолжалось три дня. Ежедневно происходили народные гуляния, иллюминации, фейерверки и производилась стрельба из пушек. В пятницу, после того, как верховный главнокомандующий роздал жителям деньги и подарки, праздник окончился". (Ал-Джабарти. Египет в период экспедиции Бонапарта.)
Вариант: "Восьмерка коней медленно везла Александра, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзьями, восседая на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. Затем следовало множество колесниц, защищенных от лучей солнца пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, постоянно свежими ветвями, на этих колесницах сидели остальные друзья и полководцы, украшенные венками и весело пирующие... на всем пути воины чашами, кружками и кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при этом продолжали идти вперед, а другие падали наземь. Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин... царило такое необузданное веселье, как будто сам Вакх присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии..." (Плутарх. Александр).
Отступитесь от вечных отступлений, вот - настоящий сюжет... настоящая Война! И блеснувший слогом - как солнце на глазах... как нищий лейтенантик, вышутивший в жену австрийскую принцессу... И герой, импровизирующий Историю - на наших блестящих глазах, или - историю литературы... золотую цитату - за опус собственной жизни, гомерический экспромт, или свою разночинку-жизнь - за вакхическую цитату, не все равно? Ведь если - вы всерьез... обезоруживающе! Считайте - сразили. И счастливая жизнь равна - сражению. Так проморгать сюжет... иллюминации, фейерверки... И пока Великий Импровизатор - с нами... пока базарная площадь - с ним и, превратясь в карусель, плещет цыганским прибоем юбок - многослойными веснами... пускает жизнь на ослепительную скорость, скорей торгуй ее в три дня, подумаешь - так вечно... Но разумеется! - смотри навязчивый образ круга, колеса... - в этой ли золотой околесице?..
А за оградой пустоты - чужой сад, туманный - но для Магды прозрачен, как зеркало... зеркало - как воплощенное мародерство... Туманное, молочное, сбежавшее изображение, где прошлое - будущее, а святое ожидание обращает тот сад - в приход гостей, и вымышленную пустоту - в настоящий пир! Сад, заглушенный вьюнами голосов, колоколами, опыленный смехом... дом-альбом весь - раскрытые рамы: портреты, раскрытые в натюрмортах - под хрустальный перезвон посуды - перебой ее хрустальных синонимов - в честь метеорного ливня плодов и великого перелета баранчиков... мертвой натуры, вымышленной в тьме безвидной и пустой -в празднество яви, в живые персоны. И прочие музыки и благоухания молоком и медом... пуншиком, фригийским колпаком с петрушкой, сдобной птичкой с изюмом... и багровые от правды жизни перцы, пряности, травы... деревья... И на деревьях с заплетенными в гривы синими лентами, с травяной бахромой в хвостах - все, как в зеркале: даром! - катаются с хохотом вокруг дома - чертовым колесом - в погреб, в эреб, и - в небо...
...пока мадам в битых молью драконах сандалит маршрут из комнаты на террасу, прихватывая шотландку потолка... шатаясь из угла в угол -астролябией, с наскоком на стену, как на кокотку - царап с нее паутинку, выдирает локон пыли - и тоже в хохот... И из книг навытяжку - голубой том, первый... ах, разве может он - последним?! И раскрыв на террасе - на перила, в забвения... а взамен - подножный папирус, но тоже не развит в новые похождения. К коим лучше - папироса, драконовы веяния... а ну, огнедышащие, несите меня, как огонь - к другим людям... на юг, к морю! И с досадой вычеркнув гул и плеск из-за дома - опять у перил, вылавливая пир из чужого сада, восхищаясь его неотступностью... подражательством... чему?
Будь мне пусто - пиру!
И немеркнущей мелкосидящей за пиром птице - вот-вот вспорхнет! Поднимают за надкусительницу пунши - в гром! И разбросив ломти улыбок, выторговывают тот и этот мед - и медовый месяц, и миндальный орех - в аргусовы глазницы небесной посудины.
А медовая-бедовая белокурая кума заливает, как девка, заливаясь над повадившейся к ней речью - вкрадчивым черепашьим черпачком к чистокровной реке, ах, ваша земноводная, приземистая... над миндальничающими небесами, будто так ей, хозяйке - тьфу! - подпустив дымком, покрыть с пригарью то и это - и явить время-пир, время-мед... золотистого меда струя... так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела... что и мечет с искрой - щедроты: из ниоткуда, из садов души!
А на пинту воображения - едкую, как луковица часов, террасу: куковать... и стрельчатый, как часы, душный сад, уносящийся стрелой -от случайного гостя к мелкой землемерше-кукушке. И, вслушавшись в зуммер, в оракул - сколько осталось земли? - помечают: серый шестистопный амфибрахий. И суммируя образ часов: лук, стрелы, ветренность и летучесть... навиваются из кольца в кольцо, бьют навылет... - попутно доказывают: часы - несомненно, Амур.
Там, за туманными амфибрахиями - и пропащий город или сюжет... не оттого ли пропащий, что - иллюминации, фейерверки? И воспламеняем города, как сердца - один от другого - в факелы!
Ку де метр! - да, французское наблюдение, в этой их ослепительной карусели... каковую навечно запишет тот французский маркиз благородной души, надушенный счастливчик, летящий с Гостем из одного конца мира, то есть войны - в другое ее начало, стремглав - сквозь метели страниц, лавируя санным полозом меж качающихся государств - на дальнее пламя кульминации, Франции... Тот счастливчик-маркиз - в дезабилье... в мерзлых клочьях с тиснением Смоленской дороги, обмороженный мим... постригшись в мимолетность - увернувшись от пущенной часами стрелы, пролетая с Гостем по пламени - то есть по свету: из одного дня - в другой, на вспыхнувшее светило... оттаивая, растаяв... от застольной грации - или Талии? - глазурованной под ведущие блюда...
"Я заметил одну даму из Эйзенаха, сидевшую близ примаса. При обращении к ней ее называли не иначе, как именем какой-нибудь музы. "Клио, передать ли вам то-то", - спрашивал ее примас, на что она просто отвечала да или нет, - Талейран. - На земле она звалась..."
Так о застолье, ваша светлость маркиз, ваше коленкуровое почтовое ухо для наших крылатых реплик - лучше я до конца кампании буду есть руками, чем оставлю русским хоть одну вилку с моей монограммой! - некто N... ах, маркиз, от крыла до крыла унизанный пишущим инструментом, но не пронзающий высочайшего убранства огня, его возрастных метаний...
В этой чертовой карусели... О,черт! - в этой чертовой неразберихе мы никак не могли узреть поджигателей - кто эксцентрики? - начисляя ведомство пиротехникой - неразберихе. С вами Бог, неужели... верить -ибо абсурдно? Эй, скорей потушите свои горящие головы, господа, нынче в моде не петухи, а шляпы! Вы нас так поразили, золотые лисы, что наше поражение...
Императорский комментарий: На балагане военных действий. Браво! К чему ж вы сжигаете ваши дороги?! Что сиим разухабистым предрешениям -Великая Армия, из дьявола выколотят всю коллизию! Выбросьте пламя из головы, мсье... или - головы из пламени. Да хоть в корзину!
"Из поджигателей, которых предали суду, одни были казнены, а другие оставлены в тюрьме, по выражению императора - как несчастные жертвы своего повиновения начальникам и приказам взбесившегося безумца..." "Этот пожар, - прибавил он, - безумие, которым безумец мог хвастать в тот день, когда он зажег огонь, но в котором он назавтра раскаялся..."
Вариант: "Так как господа варвары считают полезным сжигать свои города, то надо им помочь... - единственный раз я слышал, чтобы император отдавал подобные приказы." (Коленкур. Мемуары).
И - пирующий сад: вы переборщили борщ петухами! Перепетушили осень и надставили ее золотыми охотными лисами - до ноября... Вот Немезида-зима, которой меня пугали! Чьи изуверства в меня вбивали наглухо... - и глядя в солнечное око под ломкой вздернутой ветвью на лисьем меху: будут заклинать огнем, что это Москва! Есть землю! Оставьте горелую краюху - где жить... ваши бородатые анекдоты -брадобреям с национальной бритвой... Москва. Это Фонтенбло! Осень хороша - доминантой неба, а материальность душеполезно убывает. Вдруг - все прозрачно! Вышелушиваются знаки - иного, стигмы: его господство! Осень - прозрачный намек на другую реальность... На Фонтенбло?
Вариант: осень как все преходящее есть только символ... Ваша материя -наше шитье заматерелого умозрения... Не поджечь ли пуншик -несравненной меткостью пламени? Меткое, как нонсенс... как время... его меткое воплощение. И города, один от другого, занимаются бушующим временем. Эй, зачем вы раздуваете в городах время? - и вспыхивают пылкими его языками, арками, мостами, пролетами - вечными переходами в будущее... или вечной отсылкой в прошлое... Зачем вы раздуваете в городах нонсенс?
И с вашей кремлевской колоколенки, околачивающейся на нашем бивуаке, достукалась... длинные голоса в пиру: срываю трефовый стоп-кран -крестовый трофей! А вы - крестовый поход?! Вечно вы... уксусник. Мм, туз... гениальный ходок, но дорожки - таки избиты... гениальный эпигон! Пуншу - бочку, трирему, меня першит с ваших слов! Если я увлекся Шутницей и разорвал мир темнотами маскерадов... возвращаю ему прелестную ясность - Моим Словом!.. Но ваше пламенное - опять побьют на цитаты! Речь великого космополита - как речь посполита - обречена на расчленение...
И каким чертовым колесом ни катит туманный сад, и какие ни проигрывает пиры... с соседней террасы видно - только следствие, результат: Вечная Победа... о, конечно - вечная! - неважно, чья...
Но пред падающей башней вечернего света мадам осеняет: моя потребность в видимом... но в прочих пейзажах не меньше видимости и без моих взысканий. Вариант: спешу одарить их видимостью (как тот щедрый маркиз, перистый архиплут... плутарх, увитый вашей великолепной витой)... Особенно - остров в чертовом полушарии... самый святой.
Вы правы, генерал... пардон, Сир, лишь пером завоюешь мир! Но как ввернул один толерантный хромой - блестящий расстрига: на перьях не усидишь, желчно переострили... ваш остров! Отвергаю, как ордалию. И чтобы достойно осветить его, Ваша Тень, нужен свет... и, ваша верная тень, отлетаю на свет... что так насыщает тени - грешен, гелиофит!
И ничто их так не чернит, мой перелетный! Кстати, наша высокопоставленная ля ви еще не закрыта...
Увы, мой бедный маленький кумир сошел с пьедестала, - как заметил тот блестящий хромой - романтическая душа: князь... лорд? Все кончено! Вчера венчанный владыка, страх царей земных, ты нынче - облик безымянный! Так низко пасть - и быть в живых!.. Виноват, Сир, не тот пассаж - пассаты... но больше с вами не случится Истории - увожу... а, вот: это выжмет слезы расплавленного металла из глаз Сатаны! Славный вождь! Прощай, прощай... Разве ваша э-э... что, заметил наш хромающий шутник, уже не событие - так, новость... vixerunt! Но клянусь, вы бессмертны - как одический жанр... как арлекинское солнце, выкроенное поэтом из вашей пурпурной мантии...
Спаси вас Бог, если вы - о терновом венце, до сих пор недостающем моему урожаю... он стоит Парижа! Ветер вывернул наизнанку и полушария - и одические страницы сбившихся с ноги острословов... сбившихся с ног слепцов, повязанных не убывающей материальностью, а... сын мой, да не обуревает вас море!..
Но, маэстро, какие бури кроме славы - если я везу жизнь Цезаря и его фортуну?!
Наконец-то мадам выносит соломенную обузу из сада, непродуманного - до города, редуцированного - в остров... чья пустота отныне представляется - мне, а некто, обнаруживший пропавший город... и все, что пропало, конечно, обнаруживает, что - все пропало!
Во всяком случае - сад, и немедленно наполняет несуществующий -рассыпным строем деревьев, взметнувших фанфары и зазеленевшие сабли - гренадерами, егерями, ах, вольтижерами... Возвращение из реальности блудных деревьев, высоких, как видимые в южном саду события -гиперболические и стремительные... как колоннада на взморье, осыпающаяся сквозь зеро мгновения - в прошлое, осыпанная взмахами шелковых маков... да, за домом - конечно, постфактум - море, и в подержанной солнцем перспективе - заморыши мачт...
И мадам следует пристрастию: к морю! - сквозь открывшийся город на водице, как акварель, перкутируя каблуками улицы, скрытные и сквозные, как намек, мотив - тоже наигранные и фальшивые, пожелтевшие, как старые фотографии или пустыня - тоже полные миражей... или - мелочно детальные, как упущения главного, тесные и случайные, как газетный набор, и набитые, как скупка - бывшим вчера... все то же!
И угловая клетка с пощипанной канарейкой-старухой, заклеванной пулями или изюмом - чья-то прекрасная незнакомка, но виданная-перевиданная - то-то вид наш так стар... или зрите в ежедневных уличных незнакомцах - новых, а вчерашние не могут войти в тот же город - относит?
Из бывших - и те, и эти... и уже выставлялись в окнах - вдаль... так что старуха, сбросившая с себя, как со счет, простейшие действия, -совокупность, символ... застывший памятник, и ее глаза отражают не вас, но даль... или дело в ожидании - в вечности, а сиюминутное зеркало - вы, и теперь вы - желтая птица.
Где я видела старуху с изюмом? Я уже шла этим городом к морю? Совершенно от меня ускользнуло... и потому он - ускользнувший? В отличие от террасы, коей стойкое ожидание сообщает устойчивость. Как и старухиной клетке. Уж я не такая соломенная, как ваш охваченный временем город! Вариант: возможно, именно я - та соломинка, за которую стоит ему ухватиться! Просто ей недосуг отразить меня - парочка ее бесцветных хрустальщиков шлифует себе перспективы. А я вышагиваю - из прошлого...
И подхватываем - удостоверением, что город существовал, - брошенное старухой в форточку: - Оставьте. Он будет! Он обещал... - с чайной мелочью для правдоподобия: - Первого. Он сказал - первого марта, а сегодня еще... - остальное мимо.
И мадам, спеша к морю: а сегодня еще июнь, июль... во всяком случае - суббота! Поставьте старухе трема глаз над толстым стволом ее носа, ее пестротканным платаном, чтоб сместилась во времени - точки над i!.. - пока ножницы детских качелей прорезают в уличном гуле картавую птицу... полет орла. И с площади - стрелы часов, прожужжавшие у самого уха мадам...
И приморский бульвар вдруг срывается из местных божков - в бездну падения, отменно вздутый - над водой, над бездной - ядовитыми струями, грянувшими из медных замысловатых жужелиц - раструбивший о себе оркестр, полный замыслов, сорный полувальс-полуфальшь - на нижайшей палубе юта, пристани... каковую дробят танцующие - в неделимое: суббота, флотский оркестр, танцы... (Вариант: Франция, армия, Жозефина...) Море слизывает - гениальный эпигон! - а город наносит новейшие субботы, итого: палимпсест... сущий Ад infinitum в наносном стиле...
Там юные амурчики на часах - на циферблате танцплощадки, фарфоровые юнги в синих лепестках по плечам, прозрачные - до адмиральских жезлов в ранцах... до инкубов... выдувая ускользающие от прочтения шестерки и двойки труб, валторн, саксофонов - между черных комендантских часов-гобоев... кларнетов... и прочие раздутые пузыри свободных ассоциаций... превращения духового ордена - в извлеченные из фотографий солнечные, трубящие белостокские улицы, заплетенные в клубки - нашими блужданиями... вены листьев, лес венских сказок - в листах с провинциальным южным пейзажем - бесплодное кружение: вальс...
Ах, эта старая Австрия... эта старая служанка, привыкшая, что все ее насилуют, и хочет, чтоб я дал ей пощечину? Я вхож в Историю не жен-премьером, а салдафоном - и обречен побить Австрию палкой!
Впрочем, видимая временность циферблата... и все ускользающее... такая же фальшь - как венский вальс, переигранный в пользу южной провинции... как и то, что фальшь ускользает... Скорей - настоящий город, нарвавшись на черные списки ночи...
Но - его фантастические адреса на летящем от тьмы на крылатых фонариках танц-циферблате... но танцующие - плод фонарных желтков и черной шерсти... В общем, правда жизни коротка, а фальшь - вечна...
И отметим - бегло: закрывающего приморский бульвар, открывающего танцы кавалера красотки-войны, что захвачен ее жаром и вознесся, отточив сапожок... и захвачен кавалерией среднего копытца, гарцующей на скамейках, заминированных щекастыми минами южных роз.
Но когда в город вступает оркестр, под высоким сапожком расплывается маслянистая пауза... и посматривают через поток машин, груженных разбитым солнцем, на пристань - на младых неслыханных трубачей... И, сговорившись, ускользают парами - к трубачам...
И затянется тьма, и субботние перебежчики - уже все на стороне трубачей, подхваченные желтыми, золотыми фальшивками-птицами... на стороне наполненной гулом и глубиной колоннады, кротко пасущей мраморных львов, нацепивших на лысины клочья пены... Там, в колоннаде, сплошной непрочитываемый текст на другом языке, и вдали, в небе - колонтитулы: начертанные огнями иероглифы кораблей...
И мадам бродит в танцующей, неустойчивой толчее и ловит, как петуха, нечто необязательное - мимолетную аферу, но - неопровержимую, пробуждающую... попадание в петушье мгновение... в настоящее время, кто его ни завел. И заглядывает во вьющиеся лица, и уверена: по чужим лицам можно прочесть - возвратится ли тот, кого она ждет.
Или - вариант: Магда, поджигая папиросу лисьим хвостом кружащего сада... Но издалека - с приморского бульвара? - вдруг: другие голоса и репетиры, промозглый вентилятор крыльев, раскаты пушек или тыкв... А, этот мистраль уже для меня!.. - выскальзывая из парфорса сада, и -сквозь хлынувшие улицы, тянущиеся к горлу - на приморский, где замешивается столпотворение, пасхальный кулич, пересыпанный маком глаз... где закручивается праздничная толпа - к пристани, растворившейся в блеске глаз...
Скорей, скорей... за ним! - бросают Магде.
Ну, еще бы, я с вами, простоволосые птицы-путеводницы!
И та зоркая птица, не простая - с изюмом, в распахнувшем угловатые створки пыльнике, старая прачка, что полощет и синит перспективы - с нами, к морю, откуда палят - точно, пушки-вострушки.
И перманентная барышня в хламиде, с рассеченным ленточкой лбом, с вечным подскоком - и ридикюль, фаршированный шестипалыми золотыми купюрами Осени...
И медноголовый кавалер Дятел, стук-постук, срезанный, как его бульварный кумир - постаментом, он же - принц Соловей с адамовым яблочком вставших в горле песен, и Перепел - и тот, и этот... ни тот, ни этот - с подругой: карусельная пристяжная - в песнях, в яблоках, в картофельных лепешках щек на елочном серебре, в вечном уличном загуле - с нами, рвущая его вперед вакханка и швыряющая - в волну времени!
И шествующие под балдахином альбома крендельные танцовщицы, ведущие на веревочке львов с навьюченной пламенем головой - с головой, брошенной в пламя...
И длинный фокусник со взмывшим в небо лицом, отлученный в солнечный редингот, с трепетуньей-жабой в грудном кармане, облаченной в зеленый рахит-букле - с нами!
И полусъеденный як, доверявший фотографам горбушку спины - прячущийся в фас в песке веснушек, в золотых пчелках, в эту борть - подбирающий рассыпчатое печенье лаковых открыточек, вариант: опыляющий... подстилающий соломкой вздохи - не последний.
А за ним - высоко взлетевшая над битым башмаком старуха в одышке, в сосульках немецких глаголов - с нами! В порочное сердце веселящей толпы, срывающей розы с бульвара - с бульваром!
Вы, конечно, не видали здесь ученицы в очках? - и приставив к Магде каолиновое ухо: я заплетаю ее корзиночкой - для прилета цветов и плодов!..
И рассеченная барышня: - Я, конечно, тоже плету из улиц корзины. Для прилета сыночка. И тоже - вечно ищу... Тс-с! Все нити заговора сходятся в одной точке! Канители, бусы, мониста...
А не я ли, барышня, розмаринчик, тот завидный сын, кого ты ищешь? -вдруг горчичное око на черной дыре оси, накатившее из-под гнилой надстройки шляпы, плавающий шлюп под тинным бортом, или не слыхали? Великий усыновил нас, его современников - веселитесь!..
Но я вовсе ее не ищу, - сквозь немецкую сосульку под языком: мы условились встречаться во сне - к чему тратиться на паузы в путешествиях дважды... в часы для добавочных маршрутов. Заверяю штампом Плутарха: И сейчас показывают источник, возле которого Александр в сновидении гонялся за сатиром. А я показываю площадь, где мы с ней гуляли нынче под утро - и она еще не остыла... - площадь накануне моря, обрастающая схолиями все новых охотников.
Что, что происходит? Стрельба из пушек, иллюминации, фейерверки? Здесь гуляют маковые красотки и гарцуют на верблюдах и яках такие летучие амазонки-шляпки!.. У нас составился заговор, имеющий блестящий сюжет! Не жмите мне на ногу - вычлените опору из общего дела... Ха, блестящий заговор, что существует - сюжет! И куда вы спешите с ним на руках?
Значит, чью-то физиономию обкорнала сорока, чьи-то радужные медали - с его профилем, раз не видите - кто впереди! Могли догадаться - мы идем брать Париж! Почему бы нам не взять его без единого выстрела?
О, это шествие - китайская стена глупости!..
Так у вас ксантопсия - вы все видите в желтом свете...
Но к чему вам - этот сборчатый, завитый, весенний Париж? Этот фривольный, напудренный солнцем... Слушайте сюда - о великом любителе прихватить знаменитые города - молниеносно, как в зеркале: одним орлиным профилем! Так он тоже назначил свою клептоманию бессмертным сюжетом - и сразил этой шуткой тысячи...
Пока не попался ему городок на помочах высохших водостоков, полыхающий желтыми, как египет, глазами - там проживали исключительно петухи, не расклюнувшие его тонкой шутки... и не сразишь ни сорок, ни дорог: времена петухов, и в воздухе - драные перья их наседки-Осени... да, оставили его с петушьим носом...
Так потому мы и идем брать Париж! А ваше излишество чем скорей ускользнет...
Император старше меня на 184 карусельных круга, арендованных прогрессистами - для официального торжества... Впрочем, Карусельщик, для кого дневной сбор кругов... дневное развеяние... возможно, гиппарх лишь час назад простился с императором в егерском гвардейском мундире, с почетной протокой ленты, - разорвавшим заезженный сюжет и поднявшимся - над черновиком сего подсолнечного выпаса... а в полдень очередной виток сюжета уже подхватываю я.
"Император - так и сказано - тебе одному, ничтожнейшему из его подданных, жалкой, прячущейся перед императорским солнечным ликом в бесконечной дали тени, именно тебе со своего смертного одра направил послание", - так и сказано мне Кафкой.
Все назначенные на мое имя и на это лето известия об императоре подбрасывались в главную городскую библиотеку - плывущую на всех витражах, надутых над длинными взлетами лестниц, пока четыре зала на квадриге этажей настигают - друг друга, день, собственный исход? -странствуя, как часы... крутясь - между всесторонним, как геометрия, светом - и потусторонним хранилищем, посаженным на вестфальское королевство, о-оо - на ось! - осененным тайнами! - впрочем, отпускающим их на сторону, заложив в печатные сэндвичи... напружинив отчеркнутые от зал бреши - фюзеляжами этажей в крикливом оперении блудящих сюжетов, и сквозя из черных брешей строк - пламенем... и сшивая распахнутые в пламя страницы - черной строчкой...
Но мое промежуточное положение в зале, настигающем зелеными луковыми стрелами окон - запад, юг и прочие неожиданности... или - слюдяные двустворчатые мотыльки, разлетевшиеся на бьющий свет? - шаткость моей позиции вынуждает меня ухватиться за противоположное площадное зло - скрытное книжное пространство: хранилище, крепость! - и наплывающий оттуда перезвон чайных приборов... или - такой же камуфляж, что и ветер страниц в переходе зала - сквозь налет мотыльков - к наглядно-реальным пособиям: развесистым бронхам деревьев... бельведерам застекленных облачком черепов - и прочим конькам... шпицам, левреткам... финалам и завершениям, озвученным творящейся в них волынкой?
Для полного извлечения уложений я разгрызаю сэндвичи - непременно - у окна с синим фитилем в многожильных, красных, базарных ладонях, выперших из балахона горшка...
На входе в библиотеку меня метили контрольной карточкой, износившей свою независимость - наизнанку... на изнанке - до лоскутьев некоей настоящей карты, до моря безотносительных подробностей, и как ни просеивай латинские имена - местность ускользает! И голубые плети, рассекшие ей телеса за привязанность к морю - или к отцу его Океану, и горы драных лисьих хребтов у ней на плечах, и мерцающая под ними нищенская штопка железных дорог... И наступающие, как ночь, города, укрывшие жизнь во тьму моего невежества... и полезно-ископаемая выморочная морковь - как вымпел на пепелищах великих армий, побитых пробелами моего знания... да, день за днем, карта за картой - я бью всю страну!
Но - варианты: сначала - война, война! - набрасываюсь на известия, отвоевывая у них преувеличенный плац, значительно ими преуменьшенный, и лишь в тоске, что больше не отскребешь, принимаюсь за карту - но уже попала в область пустот...
Или: ускользает - непобедимой, как глупость, занесенной переносными именами, засвеченной зияющими метафорами, не имеющими почвы... тьфу, карта!
Суть - в раздирающей замкнутости пространства, замкнувшего -императора, и хотя - со вкусом размазано на пропасть земель и времен, откуда и докрикиваются до меня персонажи, но - пред страной, нарастающей с каждой контрольной карточкой, и особенно бесконтрольно - между... одно утешение - в спертом избранничестве между светом и тьмой, как между этой и той сторонами - зеркало, или - в матроске стволов - терраса, сияя параллелями дней - из транспоранта с определяющей линией ночи... как сад, разрастающийся - в будущее и прошлое: в глубь страницы, оставив настоящее - за чугунной строкой, сейчас и здесь обернувшийся - флорой речей...
В общем, мои адресанты, выписывающие все новые геркулесовы столбцы, не расширяют пространностью - обетованных пространств, но запираются - на уже бывшем... ни разу не сбившись!
И чем больше я получаю известий, тем они - меньше... тем мельче в правдоподобиях, будто к мясу император предпочитает бобы или чечевицу (как бобовый король и гороховый шут), его повинная обыденщина -шамбертен... и вечный кофе... что колесный аппартамент "Из России во Францию" - околев на зимнем склоне дня в пунцовом околыше... навертев такие вьюки сугробов, навьючив такие вьюги...
Но из мелкой станции вытянулся ящик на полозьях, в каковой императору не удалось привнести ни несессера - только шубы и револьверы, саблю -и ту под полой... усидеть же в сем мизере - немыслимо, как босяку на троне - так освистан, что император, заложив свою южную натуру - за медвежью полость, за сапог на меху, пробует на зуб марши, и на императора набрасывается половина маркиза: шуба, половина коей - подельщик-маркиз - всю дорогу сметает с сидений снег - не оказаться б сидящими в луже!
Ящик, полоз, змея, съевшая полководца, съевшего великую армию - ибо: ne quid nimis - так что и корабли уже сожжены... Верней, потоплены несколькими годами прежде, а сожжены города! - императорская прибавка ледяного смеха - к обледеневшему от дыхания потолку, сжечь дома, чтоб не дать нам разок переночевать... керосинки! Вы, надеюсь, разборчивы, маркиз? В записях? Никому не приходилось так долго находиться с глазу на глаз со своим государем. Это путешествие будет историческим воспоминанием в вашей семье. В семье народов, к каковой вы принадлежите.
Огонь - если ваши надежды зовутся Зима? И похоже, у вас сколотилась армия? Эта драчунья... эти дьяволы-казачки, самовары, вскипающие на шишках и тумаках... и - жечь?! Наскрести больше зла, чем сможете унести от расщедрившегося колосса, неприятеля яви... a propos: не забудьте меня - с полными слез глазами!
Но не компрометирую ли я императора, рассучая вокруг - хвосты мелочи? Мелкие, как ящик, беседы во Французском посольстве - в мимолетной Варшаве - между ящиковым маркизом и послом... цитирую:
Наша армия удостоена Вечности! Отныне - пометьте - синонимы!.. О да, речи герцога Бассано выкованы из одних побед!.. Мы и разбили русских во всех сражениях! Даже напоследок - перешагивая Березину, уже из любви к искусству... тысяча шестьсот пленных! Да я сам их пересчитал!.. Вы слишком сдержанны, герцог Бассано не сдержал сей цифры до шести тысяч... Пустите на волю число, экий пифагореец, чтоб вас пиф-паф! С собой-то ни тех и ни этих не уведешь... А велики ли м-мм... наши потери?.. Безмерны! Таковы, чтобы быть достойными великого вдохновителя этой войны!
И пока император вычитывает... отчитывает лохудру Зиму, явившуюся к маскераду его очей - овечкой в золотом руне Осени, и от льдов - уже в собственной гортани.. о-о! - пошаливая с лексиконом и глубже ускользая в мех, - я сгораю от зависти к главным участникам представления - к зрителям, без которых - все прах... герой - свидетель! И избираю ведущую роль с точки зрения не толпы, но - героя, кто, в сущности - как в нынешнем маскераде Зимы император - секретари своего секретаря. Я - героический зритель, ибо ратные подвиги... и вообще рыси...
Путешествовать - как император, углубившийся в горностаев и в прочих недопесков - инкогнито, не слишком вдаваясь во внешний мир - из собственных мыслей... незначительным барельефом. Но по ту сторону пребывая - императором!
И если, встретив иных знакомых, я забываю приветствия и ни в чем не иду им навстречу - право, не потому что... Но - лицемерным именем Сцены - зрителя нет! И отправляю - лишь мои чувства, не смея связывать чью-то выходку... выход - и мой полет, подчеркнутый императорским театральным креслом, напрочь упуская из вида - свой барельеф... из чужого вида... выпирающий если не с той же приятностью, возможно - с близкой достоверностью?
Но наблюдая безостановочно - экспрессом - собственные экспрессии... тому ли я прихожусь зрителем? Или - за щепетильность: мне - воплощение, а...
Но в последний час меня выжимают лимоном из театрально-библиотечного зала, как из буфетной - из буферной между светом и тьмой просвещения - в изгнание: в свет... из коего еще вычеркну мои отступления - эти длинноты! И Сизифом таская на себе барельеф, поилец... и помимо чертовой тонны внося и другие жертвенные виды... на императора, но пространство и время - не самая материальная связь, чем дальше Великий - тем меньше и больше ко мне приближается... да, привязанность ко мне императора - во власти Моего Слова, а отнюдь не...
О, скучнейший черновик, очерняющий - густым мавританским стилем... где каждое еще не просохшее слово треплет поручившийся за него предмет, придающий ему хоть какой-то вес! И манит войти в тело - все обеляющее... реабилитирующее - как война... не потравленное - ни буквой... ни чертой! - постраничное порхалище, то есть -воздухоплавание...
Так что тяжесть главы "В изгнании из библиотечного зала" - вскользь...
И вдруг раздвижная страна на очередной вмененной мне карточке провисает трамвайной подножкой - и с грохотом растянувшееся море... или растянувшийся нудизм океана... И писанные на воде известия об императоре, разумеется - в тот же день... все концы в воду!..
...когда увянув за инкогнито, как за полярным кругом, император дегустирует собственным сапожком - зашитую в метель варшавскую площадь, насмехаясь над слепотой спешащих мимо встречных...
Но, Сир, поверить - будто Бессмертный... голове, севшей в вашу треуголку, поплывшей на ней... - к тому же сменившая треуголку лиса отъела у императора пол-лица... Здесь я щиплю вас за ухо, маркиз, - где сей ламбрекен? - и вздыхаю: полно, я - как всегда - расхаживаю сверхрасхожим сюжетом: монарх, переодевшийся - в сиюминутность, непроницательность, спесь подданных... взгляните - на пресекших площадь половинчатых, дольчатых, заплатанных где попало - окнами... на каменных арлекинов в треуголках крыш!
И хотя летящие на пелеринах и снежных горжетках, на хрустких шарфах и расхлопанных складках встречные, несомненно, схватывают узор - с отвлеченной бархатной шубы с золотыми бранденбурами... театр!
Но моя неспособность - на сальто... неловкость примкнуть через голову - к плещущей полами стае, заполонившей площадь... к заполошной полонии, сточенной - белым, в час, когда император - без свиты, без славы... не вмещающейся в тесноту Варшавы...
И - замкнувшее меня в огненное кольцо - лето... головокружение перехода во времени, тошнота и удушливость деталей, жажда - символа, знака... Солнце - герб дня?.. Черновики на гербовой бумаге, нечистоты метафор... подтверждение адвентивности аллеи - с шепелявым, как польша, красноречивым шиповников... алеющей, как европа, кустистой речью... И - солнечные золотые рога, вдруг выхватившие ее - из окаменевших фаланг города... из финикийских ландшафтов, сидонских красот, бросившие аллею - allea jacta est - в небесно-морскую синь, не слетела б - с божественного быка... с быков, подпирающих начертания улиц...
Вдруг сверкнувший в книжной витрине горбоносый профиль с прищуром, цветущим - морем... нет, право, чей профиль - императора, Давида, Жана, Луи?
Или - выбивающийся из толпы прохожий, сигнально рыжий? Вызывающе - не он! Избитый, как атрибут огня... как маршал Ней...
И случайный всплеск беседы между стопочками - на пирсе письмовника: за крушение моего сочинения... за мое сокрушительное... Герой прошлого рассказа просил в больницу - книгу об отравлении императора... вернули с Того Света! Война назначила кровопускания... Вернули - кого? Кстати, прошлый тоже - горбонос... медонос... меринос... суть - звучность слова. И у всех, летящих за ним - горбатый, птичий... теперь-то его профиль - плагиат!
Но если все превращать в птиц, птице к лицу - все!
Поджарые, гончие круги лета - по следу текущих - с потолка? напачкавших побелкой? - событий: наследников и предтеч... мнимая неразрывность - когда все должно оборваться: и плоды, угодные для души моей... и все тучное и блистательное... какой стиль, какая беспросветная явь...
Разорванная - фейерверками, пушками! 15 августа - день рождения императора. Раздача подарков, чудес... вакхических восклицаний и... мне?! Письменный знак - в двух блистательно тучных конвертах! Но -откуда... как?! Из-за моря... не все ли равно? В день рождения императора.
Кто вам сказал, что море непрозрачно? И видел я стеклянное море... на десятой странице смешанное с огнем... И любимый литературный старик - во втором послании... роскошен - как Талейран -испепеляющий шутник: так безответственно - ничего в ответ, кроме... адресуете - мне? столь бытийственно -убийственные искания? - брезгливо опираясь на вопросительный знак. Особенно задаетесь сами - в шаге от меня, неужели вы не смешны... как прав император! От великого до смешного...
И полночь хлопушек - перед моим окном, золотое пустозвонство шутих, стозвонный салют - в честь... пока ничего не замечающий город - или незаметный сам...
Но на маленькой станции, польской, немецкой, сновиденной - император, инкогнито... сменить лошадей и оттаять... и - раздувающая в печи огонь - крошка-служанка с корзиночкой... в соломенной корзине на голове... И когда я растаю, - за глотоком кофе, - эти несколько наполеондоров - ей на приданое... уже неприличный сюжет, как жаль, что великий человек столь дурно воспитан!
О, сказал император, играя в ящик... усаживаясь в санки, невзирая на вечный плагиат, как легко сделать счастливыми бедных людей. Этих бедных, бедных...
Но мое заморское письмо - слишком наспех... строка набегает на следующую - что, писали в порту? И второе - размыто, расплывчато... Но что и вовсе смущает меня в императоре... Всякий раз переписывает золотую жизнь - с набитой армейской затверженностью, когда очевидно - нужна другая композиция! Даже я могу перепутать... переставить случившиеся с ним события. И коль скоро его жизнь дискретна - временна, пока перевертываем страницы... А он не смеет -перекроить! Или из новой последовательности не извлечется нравоучение? И превратил великий текст... на бобах, как артиллерийский набоб. И мне не придется воздеть в эпиграф Стендаля: Любовь к Наполеону -единственная страсть, сохранившаяся во мне...
Впрочем, я еще не теряю надежду.
1992-1993
|