Современное искусство в сети
Современное искусство в сети

страница солжа и о нем, сделанная цыганковым

статья солженицына "к нынешнему состоянию России"









сто писателей журналы архив премии салоны и клубы книги

Александр Исаевич Солженицын

Великий писатель земли русской, единственный живой наш Нобелевский лауреат: стало быть, не умрет, пока не появится следующий, ибо как же мы без нобелиата.
Воевал, учительствовал, сидел в лагерях, писал об этом книжки, публиковал их в "Новом мире" у Твардовского, ставил на уши самую читающую страну, получал Ленинскую премию, подвергался гонениям, был выслан, оставшись на некоторое время, как он сам выразился, "без прикрепы", потом нашел эту прикрепу в Вермонте, ворчал на американцев, что они выбрасывают вещи вместо того, чтобы ремонтировать, в перестройку вернулся, десантировался во Владивостоке, шел с посохом пешком до Москвы (или ехал поездом в сопровождении бригады Би-Би-Си какой-нибудь, не помню).
В Москве стал помещиком: Лужков выделил ему усадьбу в Троице- Лыкове (это типа между Строгино и Крылатским, волшебные места) c правом наследования. Первое время имел свою еженедельную десятиминутку на ОРТ, но потом ее убрали: скорее всего, по политическим причинам, ибо он крыл на чем свет стоит всех сильных мира сего, но я бы убрал и чисто по жизни - скучная была десятиминутка. Время от времени выступает с малоадекватными политическими речами. Учредил премию своего имени в размере 25 тысяч американских долларов (это типа наших баксов). Ходит прямо, смотрит мрачно, носит бороду, читает исключительно "Новый мир". Я это все не с иронией, а с пониманием: Солж играет в спасителя России, а спасителю Россию гоже быть бородато-хмурым.
Автор "Архипелага ГУЛАГ", одной из самых сильных книг всей великой русской литературы. Это огромного размера нон-фикшн о том, как людей арестовывали, пытали, судили, расстреливали, везли в вагонах по сорок человек в купе, выбрасывали босиком на вечную мерзлоту и заставляли строить заводы; о том, как эти люди боялись и любили друг друга, о том, как они валили лес и умирали от голода, о том как они бежали и тысячами километров брели через тайгу. Поразительной энергетики текст: временами, кстати, очень веселый, утверждающий почем зря, что называется, силу духа и силу воли.
Автор нескольких очень крепких увлекательных романов, не столь новаторских, как "Архипелаг", но великолепно соединяющих школу национального психологизма с динамичным авантюрным сюжетом (прежде всего см. сочинение "В круге первом").
Автор скандальных мемуаров "Бодался теленок с дубом", часто сомнительных с т.н. моральной точки зрения (крепко достается всем, кто не считал главным делом своей жизни помогать Солжу спасать его книгами Россию), но написанных крайне залихватски.
Автор-составитель "Русского словаря языкового расширения": списка слов, которые, по мнению Солжа, несправедливо не живут в языке. Как-то: взглядная вещь, взговорить, взгода, взглавье, взлобка, взгромозд, вздев, вздышка. Или на другую букву: совраждебники, соврат, соглас. Отдельно отмечу слово услухмянный (т.е. у кого острый слух).
Наследие Солжа огромно и неровно, но даже в невзгромоздном "Красном колесе" или начетнических заметках "Из литературной коллекции", которыми он последнее время упрямо засоряет "Новый мир", есть реальная сила: мужик еще ого-го.
В декабре-98 Солжу исполнилось 80 лет, в связи с чем Ельцин пытался втюхать ему орден Андрея Первозванного, типа главный орден России всех времен и народов. Солж от бранзулетки отказался. Я догадываюсь, почему. Некоторое время назад я видел в телике концерт, посвященный какому-то юбилею Ростроповича.
Хазанов типа рассказывает, как Солж у Ростра на даче жил. Напялил ватник, заперся в комнате, жратву берет руками только из ржавой миски, пишет "Красное колесо". Ростр ему пишет: "Сашенька, не ли там у тебя виолончели, я чо-то потерял?". Солж отвечает: "Ничего тут твоего нету. Ты лучше скажи, почему у тебя нужник полированный и со струнами? Неудобняк". Я ушам не верю. Ростропович рыгочет, ноги выше ушей задирает. Тут же Вишневская от счастья трясется, которую Хазанов как раз выводит в виде овчарки, гавкающей у Солжа под окнами. Лужков с Черномырдиным животики надрывают: ха-ха, Солж Ростру в виолончель насрал, оба-на!
Так вот Солж и испугался, что он в Кремль за цацкой придет, а ему сюрприз "репризочку от Хазанова".





Rambler's Top100

Поддержка - ФЭП, 1998