Современное искусство в сети
Современное искусство в сети
биография саши соколова на литере
тревожная куколка

школа для дураков
между собакой и волком
полисандрия








сто писателей журналы архив премии салоны и клубы книги

Саша Соколов

Саша Соколов сказал в каком-то интервью, что роман, начинающийся фразой "В час небывало жаркого заката на Патриарших прудах два мудака пиво пили.." (или как там в "Мастере и Маргарите"?), можно читать не продолжать. Не продолжать читать можно. У меня тоже с "Мастером и Маргаритой" непростые отношения, но не до такой радикальности. И я никак не могу понять, чем Саше Соколову именно эта фраза не угодила, и иногда, вспоминая об этой коллизии, начинаю строить версии. Вот текущая: "М & М" сочинение ярко-мультипликационное, с первых строк идут такие агрессивно-убедительные картинки, будто бы мир безусловен и задача мастера - красиво описать его в стилистике "Звездных войн" ("Мастер" - блокбастер", ха-ха, шутка). У Соколова же само существование мира столь странно, что необычайной выразительности достигает простое наименование предметов - будка стрелочника там, кусты... Само их существование - совершенно непонятное чудо. Он пишет "Станция называлась", "Река называлась", не расшифровывая, как именно они это делали: поразителен сам факт, что непонятно существующие вещи еще способны и названия иметь. Тела у Соколова призрачны, условны и существуют не вообще, а в какой либо стадии виртуальности. "Я находился в одной из стадий исчезновения. Видите ли, человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути - например, в вальс, в отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс, то есть исчезает частично, а уж потом исчезает полностью"; "Я попытался взять весла, протянул к ним руки, но ничего не получилось: я видел рукояти, но ладони мои не ощущали их, дерево гребей протекало через мои пальцы, через их фаланги, как песок, как воздух".
Рассказчик его уходит в речь с головой, и речь потом течет как река, подмигивая грамматикой, когда солнце выглядывает из туч. "Жить, быть и видеть, как по канавам жухнет лопух". Начало "Школы для дураков": "Так, но с чего же начать, какими словами? Все равно, начни словами: там, на пристанционном пруду". Начало "Между собакой и волком": "Месяц ясен, за числами не уследишь, год нынешний". Я не оригинален в том, что, будучи поклонников первых двух романов, не могу читать "Палисандрию", где вообще все раскукожилось: "Я тошнило" и пр. Но я понимаю, что и "Палисандрия" тоже грандиозное творенье рук человечьих.

школа для дураков между собакой и волком



Rambler's Top100