Дмитрий Воденников

Из книги "Четвертое дыхание"



* * *

…только, может быть,
сразу, сразу?..

- Не распробовал я, не смог:
соловьиное твоё мясо,
густо-розовую заразу,
соболиный твой крик,
сынок…




Четвёртое дыхание

Но что-то, видно, есть во мне такое,
что я никак смириться не могу,
что больше нету - никого со мною,
ни соболя, ни соловья в снегу.

А то, что мне объятий не хватало,
так это, деточка, всё как бы да кабы. -
Зато хватило - голоса, металла,
таблеток, алкоголя, мужества, судьбы…

Зато хватило мне - метафор и деталей,
ума хватило - всё перебелить:
что ни строфа - желание ударить,
что ни абзац - то просьба пристрелить.

Несёшь себя - как вывих, как припадок
(два соболя + соловей - внутри),
несёшь себя - как соловья - в подарок! -
глядишь, - уже обратно принесли.

Я уговаривал: давай ещё, подтянем,
ну что же ты? - ведь Ты ж меня любил! -
я говорил: царапается, тянет…
(Я всё это напрасно говорил).

Не бойся, соболь, - я тебя не выдам,
я больше никого не выдаю.
Но ты, ты должен знать, где есть отдельный выход,
в густые заросли, в высокую траву.

Как быстро ты - скребёшься, роешь, лаешь,
как будто чуешь пулю - между глаз!
Не рой так быстро (ты же мой - товарищ),
но, видно, нет - товарищей - у нас.

А если нет - за синею горою
найдёшь себе - другую западню!
Беги отсюда, я тебя - не скрою,
я сам тебя, как выкуп, выдаю…

Они убьют тебя, они тебя - не знают
(как облаком - накрыв твою семью),
здесь травят - грамотно, здесь - правильно стреляют
(я, кстати, многим здрасте - говорю).

О, как же он бежал,
с беременной женою,
с летящим соловьем - по млечному пути!..
Не бойся, мальчик, - я тебя прикрою.
Я пошутил (…чтоб ты - успел - уйти…).

…Что ни строка - то приступ и припадок,
что ни рука - то выстрел и отстрел.
Ты извини, что скромный мой подарок,
от крови внутренней набряк и отсырел.

Да, были безобразны - эти роды,
но я горжусь, что сексуальный голос мой
был утешеньем моего народа
(а мой народ - за синею горой!).
Я счастлив - оттого, что в общей куче
они прогрызли, как рюкзак, - меня,
и что они (не я!) бессмертны и живучи,
как жизнь, как мужество, как молодость моя.

…Но что же делать мне теперь -
с самим собою
(уже без всех метафор), боже мой,
и что это за облако такое? -
как облако, - нависло - надо мной…

А, что - я, собственно, здесь собираюсь делать,
и для чего? - стихи свои читать?
Стихотворение - качнулось, как поэма.
Мне всё равно, как это называть…

Четвертый день (при этом хорошея)
я задыхаюсь, глядя в темноту,
я чувствую - испарину на шее, -
не ту я чувствую испарину, не ту!

Я - спас тебя: мой соловьиный вывих,
соболий выдох, лошадиный храп. -
Теперь я должен знать, где мой - отдельный! - выход,
стоп-кран, трамплин,
огнетушитель, трап.

Я должен знать, где мой - прощальный - выход,
высокий купол, ноги - в темноту.
…Стихотворение кончается - как выхлоп.
Я с этим - согласиться - не могу.

Стихотворение кончается - как тара,
его нельзя до неприличья длить.
Ты извини, что терпкий мой подарок
осыпался - пока его несли.
…Четвёртого дыханья - не бывает,
но - мы узнали это - только что.
Ты спрячь меня, как доллары - в кармане
(как неисполненное обещанье),
Ты убери меня, как варежки - в пальто.
А я - прощу - Тебе, что этот воздух хлипкий
раскрылся будто парашют во рту. -
…Стихотворение кончается - как всхлипы.
Я с этим - тоже - примириться не могу!

Я знаю, что мы этого не любим,
но я люблю (точней, любил - тогда):
строфа всегда -
как обращенье к людям,
строка всегда - как помощь, как рука!

…Стихотворение - кончается как выпад
(не ты - его, оно - тебя - жуёт),
стихотворение кончается как выбор!
как человек, как воздух, как живот…

Стихотворение кончается - как счастье
(…как убедительно меня устроил ты,
из мелких роз, из позвонков хрустящих,
из жирных хризантем, молочной кислоты.
Я - бело-красная поленница живая,
там, на морозе, ты сложил - меня,
а мне - без разницы, я пальцы - разжимаю:
хреновая! - поленница Твоя!).

…О, как же он летел,
как падал - постепенно,
как стукался о выступ, воздух, наст!..
И это больше - всех стихотворений,
всех наших жалких - говорений, фраз!

Но я скажу! - Никто, никто не падал,
а просто - жизнь, цветная наша жизнь
качнулась на краю - а никому не надо,
в буквальном смысле: даже нам - не надо.
А ты - буквально! - падай, - но держись!

А ты иди сюда - иначе не исправишь:
а ты гляди сюда! -
я говорю себе -
я говорю тебе (ведь я же твой товарищ!) -
да нет, не на меня! - на свет гляди, на свет!

Как и обещано - ни поздно и ни рано
(…во что - Ты превращаешь
жизнь мою!) -
стихотворение - кончается - как драма,
творожным облаком
качнувшись - на краю…

…Ещё успеем мы (и Ты ещё успеешь!) -
свою цветущую поленницу свалить,
и я успею - эту жизнь и шею
как грубую одежду доносить.

Когда же нас - обыщут и разденут,
положат на носилки - понесут,
тогда - узнаем мы,
какие хризантемы -
какими шапками -
в твоём снегу - растут!

Жизнь - нам подсовывает смерть,
как быстрый выход,
смерть - нам подсовывает жизнь,
как свой итог:
стихотворенье - начинается как выдох,
стихотворение - кончается как вздох.
То как испарина, предсмертная ночная,
а то, как утренняя радость - в первый раз!
Я ничего про выходы - не знаю.
Я знаю, что всё - кончилось! - сейчас.

…………..

А я ещё ловлю себя - как выкуп,
а я держу себя - за соловья в снегу.
…А Ты меня несёшь как долгий вдох и выдох, -
(и как не устаёшь - так долго! - на весу).

А я он вот - твой кожаный подарок,
возьми меня - за горло, за крыло…
Стихотворение -
кончается ударом.
Нет, этой нежностью - кончается оно.





Все публикации Дмитрия Воденникова на "Современной русской литературе".



СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

SpyLOG

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1