ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ N°24

Галина Ельшевская

27.03.99 Нарине Золян, Арутюн Зулумян
"В предчувствии катастроф",
Spider & Mouse Gallery, Москва


За последние три года это четвертая выставка Нарине Золян и Арутюна Зулумяна в Spider & Mouse Gallery. И уже можно сказать, что постоянная тема этих художников - массовое сознание, его мифологемы и фобии. В отличие от москвичей, они не боятся патетики, вообще не боятся масштабности - выходов в геополитику и глобальную статистику, апелляции к целостным людским сообществам. Социально "горячий" хроникальный материал в их проектах представлен и трактован не по-московски непосредственно; и язык актуального искусства как бы под воздействием болевых векторов актуальной реальности "спрямляется" почти в прямую речь.

Название проекта "В предчувствии катастроф" - как ни парадоксально, являет фигуру речи почти успокоительную. Сценическая площадка выстроена таким образом, что предчувствие оборачивается чувством самым отчетливым, "совершенного вида". Притом тотальным: со всех мониторов идут кадры видеосъемок с мест экстремальных событий, и зеркала отражают только эту, единственную реальность; в скрежете звуков можно иногда угадать захороненные обломки мелодий - старого танго, например, - однако шум и гул погребает под собой музыку. Землетрясение, взметенный в небо огонь и туда же в страже взлетающие птицы, извлечение тел из-под завалов, автомобильные и железнодорожные крушения - все очень конкретно, все зафиксировано камерой, и, значит, было и существует "здесь и сейчас".

Очень хочется назвать это реалистическим искусством; видимо, современный реализм и есть соединения документа с инсталляцией. Кольцо детской железной дороги с протискивающимися сквозь тоннели паровозиками (он протискиваются с трудом и со скрипом) являет метафорический "ключ" к рассказанной истории. Открытому движению в кадре - там поезд шел на нас и проносился над нами - здесь противостоит замкнутое движение по кругу; однако оно не уберегает от катастрофы и, более того, оказывается ею чревато: паровозики-игрушки то и дело сходят с рельсов, оставаясь лежать на обочине, среди камней и щебенки. В разнообразных зеркальных ракурсах видеоряда все события словно возвращаются в исходный круг - в пространство, где мы, собственно, и пребываем, по кругу двигаясь. Это наше сознание, сформированное экстремальными ситуациями, воспринимает их не как девиацию, а как норму, и оттого в монотонном, неизменном и заведомом вращении жизни уже предусмотрены знаки беды - ловушки, перед которыми непременно спасуешь, гадательность всякого поступательного шага. Сознание катастрофическое; переключить его нельзя. Однако можно поставить зеркало, и можно оглушить концентрацией звуков и образов.

Авторы вполне концептуально выстраивают свою конструкцию "от слова". Но, материализуясь (или материализовавшись), слово становится делом, отвлеченную концептуальность по дороге теряя. И здесь этот пункт, благодаря которому армянский проект на московской художественной сцене выглядит вполне неожиданно.

© 1999 - Художественный журнал N°24

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1