ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ N°26-27

Давид Перро

МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, или Деревенский идиот

МАурицио Каттелан - Эрротен, истинный кролик,1995

Следует остерегаться людей, лишенных чувства юмора. Да они издеваются над нами!
Группа "Презанс Паншунетт"

Юмор - утонченная форма безнадежности.
Жерар Гасиоровский

Демонстрируя определенный талант ускользать и появляться как раз в тот момент, когда этого меньше всего ждут, Маурицио Каттелан действует без предупреждения, он целится и попадает в цель. Каттелан - своего рода Зорро современного искусства. У этого замаскированного героя он заимствует одновременно и подпись ("Z - живопись", 1996), и засекреченность - его таинственная идентичность одновременно и выражена, и совершенно растворена в наборе из пятидесяти фотороботов, составленных полицейской службой на основе описаний, предложенных родственниками и друзьями художника ("Супер-мы", 1992). Каттелан - провокатор, он всегда препятствует кружению на месте и действует, никак не потворствуя вкусам публики. Его произведения не имеют ничего общего с политкорректностью. Все они дают неожиданный и критический, ироничный и резкий ответ на проблемы окружающей действительности. Его произведения - сейсмографические события, двусмысленным и часто абсурдным образом указывающие на экономические, политические и идеологические модели, структурирующие собой мир (как художественный, так и социальный).

Список выставок, где участвовал Каттелан, достаточно пространен; вот некоторые из них. В 1992 году Каттелан был приглашен представить свои работы в Кастелло ди Ривара по случаю своей первой тематической экспозиции. Он отправляется на место событий, а затем, накануне вернисажа, задает стрекача, оставив после себя следы бегства - связанные между собой одеяла, свисающие из окна четвертого этажа замка ("Воскресенье в Риваре"). В том же году ему удается собрать кое-какие средства и основать фонд Обломова, призванный поощрять молодых художников. Единственное условие для получения вспомоществования: художник должен дать обязательство не выставляться в течение года. Позднее, приглашенный в "Аперто" - престижный павильон молодых художников на Венецианской биеннале, - он продает выделенное ему экспозиционное помещение фирме, рекламирующей новую марку итальянских духов ("Скверная работенка - трудиться", 1993). Тот же ход был использован им в 1997 году во время коллективной выставки "Момент Гинца", организованной Доминик Гонсалес-Ферстер в гренобльском выставочном центре "Magazine". Здесь были выставлены афиши к американским кинофильмам, демонстрировавшимся в тот момент в соседнем кинотеатре. "I found my love in Portofino" - произведение 1994 года, которое представляет собой выводок крыс, накормленных самым лучшим итальянским сыром. Насытившиеся твари продавались как если бы это были изготовленные художником мультипли. В 1996 году, в связи со стокгольмской выставкой "Интерпол", учреждается премия в 10 000 долларов под названием "Интерпрайз"; ею будут ежегодно награждаться вновь создаваемые структуры, цель которых - поощрять современное искусство. Первым лауреатом премии стал журнал "Purple Prose". В 1997 году Каттелан на крыше Центра искусств в Бретиньи-сюр-Орже построил копию колокольни стоящей поблизости средневековой церкви. Инсталляция была предназначена для того, чтобы каждый желающий мог отзвонить здесь свою мессу...

Маурицио Каттелан - Внимание! Вход под вашу ответственность...,1994

Этот интерес художника к наиболее коммерческим аспектам собственной деятельности имел продолжение. По-своему, в каком-то смысле "по-итальянски", он подключает к делу галеристов, занятых продажей его работ. Похоже, Каттелан убежден, что человеку еще многому предстоит научиться у "братьев наших меньших". В очередной раз подтверждая свой интерес к большим и малым волосатым тварям всех видов* , Каттелан заставляет своих неаполитанских галеристов носить во время его персональной выставки смешные и причудливые костюмы диких животных ("Тарзан и Джейн", 1993). Позднее он закажет для своего неугомонного парижского галериста наряд, соответствующий его специфической репутации: своего рода комическое одеяние, результат безумного скрещивания кролика с гигантским пенисом ("Эрротен, истинный кролик", 1995). Но еще более впечатляющим должен был стать так и не реализованный проект 1996 года. В соответствии с ним предусматривалось облечь молодого нью-йоркского галериста Стефано Базилико в совершенно невероятный костюм, который должен был выглядеть так, как если бы состарившаяся галеристка Илона Зоннабенд несла его на плечах ("Илона, я тебя люблю").

Подорвать иллюзию шедевра

В искусстве Каттелана постоянно присутствует спасительное стремление обесценить и подорвать иллюзию шедевра. В 1996 году на выставке "Купальные кабины" во Фрибуре Каттелан удваивает инсталляции Поля-Армана Жетта и Джона Армледера. Дубликатам, выставленным в нескольких метрах от оригиналов, приписывалось авторство Каттелана. В 1997 году он снова использует этот принцип, воспроизводя один к одному новые произведения Карстена Хёллера, размещенные в середине его парижской галереи ("Я сам, всякий сам", галерея Эмманюэля Перротена). В этих произведениях высмеивается идея авторства и автора, подвергается забвению необходимость новизны и оригинальности в искусстве. На свой лад они рассказывают зрителю, сколь затерты и устарели сегодня эти "рекламные" соображения. Кроме того, Каттелан подшучивает здесь и над глубокомысленными, основанными на историческом подходе к искусству апроприативными творениями Майка Бидло, Шерри Левин, Элайн Стартевант и Ко.

Примечательны сами приемы, используемые Каттеланом, чтобы показать, что он не столько автор данных произведений, сколько тот, кто позволяет им существовать. Примечательно, как ему удается демонстрировать свое блестящее отсутствие и в то же время оставлять за собой приметы индивидуальности, которая и творит художника. Об этом свидетельствуют, например, оставленные им следы побега из замка Ривара (1992), а также вырытая по его мерке могила в одном из залов дижонского Консорциума ("Гуляющая гора", 1997).

Более чем двадцать лет спустя после нашумевших работ Марселя Бродтерса и Майкла Эшера Каттелан в свою очередь изучает границы художественной системы, определяемой социально-политическим контекстом. Он постоянно проверяет эту систему на прочность и выявляет ее функции, а затем осваивает их. Пример - его проект 1993 года для периодической выставки "Sonsbeek" (Арнхем): расклеенные им афиши должны были сообщать о митинге неонацистов. В итоге организаторы выставки отказались от этой затеи.

Констатировав невозможность (как финансовую, так и техническую) исполнения своего проекта в нью-йоркской галерее Дэниэля Ньюбурга, Каттелан предпочел в конце концов выставить в зале осла. То было, с его точки зрения, единственное животное, могущее символизировать положение, в каком оказался он сам ("Внимание! Вход под вашу ответственность, но лучше не трогать, если нет нужды, не курить, не фотографировать, с собаками вход воспрещен", 1994). На следующий день после вернисажа животное отправилось пастись на лужок, а его заменила связка сосисок...

Позднее персональная выставка Маурицио Каттелана состоялась в Венском Сецессионе. Это внушительное сооружение разделено на два пространства: одно (основное) занимает первый этаж; второе, менее почетное для выставляемого здесь художника, размещено в подвале. Каттелану было выделено второе, и он не заставил себя ждать с ответом. Он разместил там два велосипеда, связанных с генераторами, и, когда охранники по его указанию садились на велосипеды и начинали крутить педали, благодаря динамо-машине в залах вспыхивал свет. Но вся штука в том, что, кроме этого, в залах ничего не было ("Динамо-Сецессион", 1997).

Каттелан изящно нарушает правила и вызывает улыбку у зрителя. Он идет все дальше и все больше сосредоточивается на выявлении комических и абсурдных сторон этого мира. В 1991 году он становится менеджером футбольной команды в стране, известной повышенным вниманием к этому виду спорта - одновременно символу экономической мощи и политической власти, коррупции и избыточной медиализации. Команда Каттелана состояла из сенегальских рабочих, незаконно въехавших в Италию. На игроках были надеты майки с неофашистским лозунгом "К оружию!"; вокруг гигантского baby-foot, специально приспособленного для матчей с участием двадцати двух игроков, они встречались с командами регулярного футбольного чемпионата (AC Forniture Sud).

Клан хакеров

Подобно зазывалам Мартину Киппенбергеру и Джонатану Монку, Маурицио Каттелан принадлежит к клану хакеров. Его искусство исполнено веселой извращенности, оно постоянно указывает художественным, экономическим и политическим структурам на их глубокую апатию и самодостаточность. Его искусство, в котором важное место отводится процедурам девиации, отмечено неким уничтожающим смехом, непочтительным стремлением завладеть механизмом игры, при этом нисколько не считаясь с правилами и нормой. Совершенно закономерно поэтому, что он порой действует, как грабитель. В 1996 году, приглашенный к участию в коллективной выставке в амстердамском Центре искусств Де Аппель, Каттелан взламыват ночью амстердамскую галерею Блум, выносит оттуда имущество (мебель, фоисное оборудование и т.п.) и переносит его как раз и находящееся по соседству выставочное помещение Де Аппель, предлагая его как свой проект. Очень скоро это "произведение" - а называлось оно "Another fucking ready-made" - было возвращено владельцам. Другой красноречивый пример интереса Каттелана к криминальной практике - приобретаемые и коллекционируемые им (после того, как из них было изъято все содержимое) несгораемые шкафы ( "74 000 000", 1996). Попутно художника интересуют и возможные связи такой практики с современным искусством.

Маурицио Каттелан - Без названия, 1996

Скрытые вопросы

Произведения Каттелана функционируют как скрытые вопросы, более опасные для того, кто пытается ответить на них, чем для художника, который их ставит. Это вопросы, гнездящиеся в промежутках и зазорах. Они умело разжигают те самые конфликты, которые общество созерцания стремится нейтрализовать, замять, а потом и свести на нет. Практика Каттелана предусматривает череду гротескных зрелищ, связанных с нашей все более подозрительной эпохой. Каттелан принадлежит к редким ныне художникам, которые предлагают действенный инструментарий для противостояния этой эпохе.

Давид Перро
Художественный критик. Сотрудничает с изданиями "Documents sur l'art", "Omnibus", "Ars mediterranea", "Critique d'art" и др.
Живет в Руане.

© 1999 - Художественный журнал N°26-27

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1