ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ N°26-27

Ольга Козлова

"НЕБЕСА": ВЫСТАВКА, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА

Кунстхалле, Дюссельдорф, 30.07.99 - 17.10.99.
Tate Gallery, Ливерпуль, 11.12.99 - 27.02.2000.

Куратор проекта: Doreet Levitte Harten

Ольга Тобрелутс - Леонардо Ди Каприо, из серии Сакральные фигуры, смеш. техн., 1999

В то время как в православном регионе сегодняшнего арт-мира вокруг попыток художников работать с понятиями "религиозность", "культ", "икона" периодически разыгрываются настоящие скандалы - с проклятиями церковников, судебными заседаниями, сборами подписей в пользу... и т. д., в прагматичном и в доминанте своей а-теистическом западном мире проблемы эти решаются более толерантно - как большие выставочные проекты, где каждому из участников предоставлено свое "поле" и каждый из зрителей и критиков волен высказаться - либо во время обсуждения, либо в прессе, либо в интернетной страничке отзывов.

Правда, нельзя не сказать, что созерцание этих выставок лишено славянской страстности и полемичности: вместо частных разборок и судебных разбирательств - довольно академичные статьи в каталогах, освещающие современный уровень "перетекания сакрального в массовое", "тиражирования ипостасей возвышенного"... Таков и каталог выставки "Небеса" - проекта, объединившего работы 36 художников со всего мира на тему "религиозность и массовая культура". Среди участников: прославленные Джефф Кунс и Сильви Флери, модная Ширин Несхат, восходящая звезда Марико Мори, а также выглядящая одиноко, но вполне вписавшаяся Ольга Торбелиус из Санкт-Петербурга...

В самих залах выставки уже поинтереснее: культурологические экзерсисы каталога по поводу "фетишизации культуры" и "визуализации фетишей в современном искусстве" оказываются лишь неизбежным фоном для самих художественных проектов - часто действующих очень прямо, шокирующих, иронических, вызывающих смех. После наукообразной занудности каталожного сопровождения вы попадаете в реальный мир современной креативности - непосредственных, ярких реакций участников на предложенную куратором "возвышенную" проблематику. Я вовсе не стремлюсь к уничижению усилий авторов каталога, просто слово "возвышенное" в данном контексте - это именно слово-паразит, встречающееся на страницах солидного издания сотни раз. На выставке же речь идет о тех клише "культа", которые обыгрываются на фоне современной поп-культуры. В самих проектах участников от подлинно "возвышенного" не остается практически ничего. "Возвышенное" становится "звездным", роль "мессии" исполняет "Star", традиционные иконографические схемы наполняются новыми персонажами... И часто это выглядит очень остроумно.

В структуре проекта "Небеса" прослеживается своя логика выстраивания выставки как, условно говоря, "Путеводителя современного паломника". Жанр сохраняется, хотя его насыщение коренным образом меняется. В этом "путеводителе" есть свои "мощи и святыни", "иконы", методы аскезы, паломнические маршруты...

Пройдем и мы, следуя этой логике, по залам Кунстхалле Дюссельдорфа:

"Иконы". Проектов, восходящих к традиции создания "иконного образа", особенно много. И это понятно - ведь самый прямой путь это: сохранить традиционную иконографию, заменив лик, и тем самым изменить контекст.

Сильви Флери - Mascked Maniacs, 1997

Работа Джеффа Кунса 1988 года из позолоченного фарфора в этом смысле возвращает нас к классической поре постмодернистских игр с "чужими образами". Композиция "Богоматерь с младенцем" здесь олицетворена в группе "Майкл Джексон с обезьянкой". Таким же примерно путем идет спустя 10 лет и Ольга Торбелиус в своей серии "Сакральные фигуры" (1998). Топ-модели (Кэйт Мосс, Наоми Кэмпбелл) - вместо Богоматери в композициях художников Ренессанса, Леонардо ди Каприо - вместо Святого Себастьяна Мантеньи(?), да еще и в фирменных трусах с лейблом. Как концептуальный прием это отнюдь не ново, но как конкретная игра с хит-образом "Лео" вполне работает. Интересен и проект итальянца Луиджи Баджи, сделавшего деревянную резную статую "Леди Диана как Богоматерь". Работа была выполнена "с благословения" Art studio Demetz - мастерской резки по дереву с многовековой историей, до сих пор поставляющей деревянные статуи святых во многие монастыри Европы.

"Реликвии". Предметы-свидетельства, создающие своим присутствием мистическое поле взаимосвязи "небесного" и "земного". В нашем случае это, например, "Хрустальная перчатка" Майкла Джексона, врученная последнему в 1984 году во время церемонии награждения его призом "Grammу Award" и предоставленная на выставку администрацией "Hard Rock Cafe" в Копенгагене. Как говорится, "музыка народная": автор неизвестен, что не мешает этому масс-объекту влиться в проект "Небеса". Из авторских работ на тему "реликвий" - "Четки" француза Жана-Мишеля Отоние, вариации бус, достигающих 4 метров в длину и причудливо свисающих с потолка выставочного зала, из муранского стекла, горного хрусталя и даже свежих головок чеснока.

"Мощи". Идолопоклонство в его современном варианте прекрасно отражено в серии черно-белых фото американца Ральфа Барнса "How great Thou Art". Символическая заставка ко всему проекту - изображение куклы Элвиса Пресли в натуральную величину на широкой французской кровати, заботливо укрытой простыней. И рядом в шатком кресле - расплывающаяся туша американской леди, взирающей на предмет своего обожания. Вообще Элвис предстает одной из самых саркастически обыгрываемых фигур. С ним может сравниться лишь "Мона Лиза" в истории модернизма всего XX века.

Сценическая перчатка Майкла Джексона, врученная последнему в 1984 году во время церемонии награждения его призом Grammy, горный хрусталь"Ритуалы". Акционерский характер ритуальности на выставке демонстрирует ряд видео- и компьютерных инсталляций. Последние особенно примечательны, ведь по сути своей "спиритуальное", непознаваемое в его догматическом варианте олицетворяется сегодня именно "виртуальным". Поэтому в основе своей любой виртуальный проект отвечает задаче выставки: например, компьютерная игра лос-анджелесского художника Эддо Штерна "Runners" в ее варианте "он-лайн".

Для внеевропейских участников выставки с понятием "ритуальность" по-прежнему связаны иные, более традиционные механизмы работы с объектом. Такова серия костюмов уроженца Марокко, живущего в Париже, Majida Khattari. Черное женское одеяние испещрено алыми логотипами "Кока-кола" вперемежку с загадочной арабской вязью. Перформанс - показ этих одежд - особо порадовал европейского зрителя медитативностью, статуарностью и подлинной ритуальностью этой эстетики.

"Аскеза". Пути "возвышения духа" в современном понимании становятся путями внешнего улучшения тела. Выставка обыгрывает различные типы современной красоты и философию "фитнесса" как пути ее достижения. Современная аскеза - это боди-билдинг, показы моды, рекламные стандарты топ-моделей. Об этом целые серии цветных фото голландки Аннеке Инт Вельд, костюмы Тьерри Мюглера и рекламные плакаты Инес ван Ламсвирде.

Ральф Барнс - How great thou art, фото 1978-1998

"Пути паломников". Как можно уже догадаться по предыдущим разделам, маршруты современного паломничества принимают в идеале (вместо достижения, скажем, Сант-Яго ди Компостелла) облик экзотического путешествия - к островам в океане, пальмам и коралловым рифам. Марико Мори в своей гигантской фотоинсталляции "Пустая мечта" рисует обетованный рай современного паломника как фикцию, фотокулису, выстроенную в съемочном павильоне, на фоне которой, как в кинофильме "Шоу Трумена", проходит наша жизнь.

P. S. Утверждать, что выставка "Heaven. An exhibition that will break your heart" действительно разбила сердца зрителей, я не берусь. Но то, что она цельный, качественный кураторский проект, в очередной раз на новом витке масс-сознания дистанцировавший и обсудивший актуальные проблемы и стратегии, - это безусловно.

Ольга Козлова
Родилась в Москве. Историк и критик современного искусства. Автор книги "Фотореализм" (1995). Член редакционного совета "ХЖ". Живет в Кельне.

© 1999 - Художественный журнал N°26-27

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1