МАРИЯ СИНЯКОВА-УРЕЧИНА, МАРИНА КОЛДОБСКАЯ. "ГЕРОИ РУССКОГО АВАНГАРДВА". МУЗЕЙ НОВОЙ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, С.-ПЕТЕРБУРГ

ТИМУР НОВИКОВ, ДЕНИС ЕГЕЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ. "СТРАСТОТЕРПЦЫ". МУЗЕЙ НОВОЙ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, С.-ПИТЕРБУРГ
АЛЕКСЕЙ БОБРИКОВ

Выставка Т. Новикова, Д. Егельского и А. Медведева "Страстотерпцы", открывшаяся в Музее Новой Академии, посвящена, согласно афише, канонизации государя императора Николая II и его семьи. Зрителя встречают знакомые церковные атрибуты (как бы воплощающие "официальную" канонизацию): запах ладана, огонек лампады, тихий проникновенный голос, витрина с "казенными" иконками и брошюрами, ящик для сбора пожертвований. Однако ясно, что целью художников является "настоящая", то есть эстетическая, канонизация Николая II и его семьи. Этот "настоящий" культ с "иконами" в окладах из бархата или семейными альбомными фотографиями, украшенными виньетками, где Николай II предстает то в роли сказочного "царя" (в костюме XVII века), то в роли викторианского "образцового семьянина" (в окружении красавицы жены и ангелов детей), представляет его как царственного мученика "религии красоты", подобного Нерону и Людвигу II Баварскому.
Важной частью проекта неоакадемизма является непримиримая идеологическая война с "врагами красоты", использующая весь арсенал обвинений и разоблачений, апелляций к простым людям и к компетентным органам, имеющийся в советской искусствоведческой науке. Здесь, разумеется, есть не только свои "жертвы", но и свои "злодеи". Однако "злодеи" сами легко становятся "жертвами", раскаиваются и в итоге возвращаются в лоно "красоты" - добровольно или насильно. Победа над "врагами красоты" совершается в неоакадемизме именно путем их посмертной эстетической канонизации, введения в общий контекст. Это демонстрирует еще одна выставка в Музее Новой Академии - "Герои русского авангарда", где главные "враги красоты" - радикалы и иконоборцы Маяковский, Малевич, Мейерхольд - становятся мирными героями домашнего пантеона через альбомные литографии (девичьи рисунки молодых людей в визитках и цилиндрах - "женихов") Марии Синяковой-Уречиной и вышитые на бархате иконографические портреты Марины Колдобской.
Таким образом, неоакадемическая "религия красоты" уравнивает "палачей" и "жертв" в общем пространстве мелодрамы из старинной жизни, жестокого романса, семейного альбома, наконец, просто рукоделья. В этом пространстве равно возможна канонизация Николая II или Троцкого и Свердлова, Васнецова и Константина Маковского или Малевича. Эти две выставки показывают работу своеобразной идеологической и стилистической машины неоакадемизма как действие "контекста", при попадании в который все становится искусством.
© 2001 - Художественный журнал N°36

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1