ВИДЕО-ФАСТ-ФУД
ВЯЧЕСЛАВ МИЗИН

Недавно выпивали... Вспомнили анекдот. «Объявление на столбе: пропала собачка, кобель, особые приметы - трехногая, когда писает - падает». Это, практически, сценарий короткого видеогэга.
Такие снимаются в Новосибирске последние два года. Это дурацкие пластические композиции, снятые видеокамерой. Обычно в формате VHS/PAL. Глобальные послания миру и искусству (т. н. пресловутые «месседжи») в них отсутствуют. Сказать сибирскому видеохудожнику нечего, да и неохота. Лень и диван - любимые состояние и предмет. Еще есть желание погоготать самим и повеселить других, тем более что сюжетов, т. е. анекдотов вокруг просто навалом. Из простой жилмассивской действительности (огонь из задницы; искусство в жопе; мент и горошина; пьянство, бродяжничество, современное искусство? - мы остановим это !..). Хотя бывает из модных «типа» эзотерических областей: «Коврик для мыши выполнил недопустимую операцию и должен быть свернут». В общем, формализм - бессмысленный и беспощадный... Да и само сверхкороткое новосибирское видео формально появилось в Свердловске.
Заявления дураков о том, что современное искусство бессмысленно и жестоко, и умников о том, что оно же концептуально и глубокомысленно, воспринимаются т. н. сибирскими видеоартистами с одинаковым непониманием. Оно (современное искусство) легкомысленно, поверхностно и безответственно...
Лень приводит к выдумыванию формулировок «авангард удовольствия» и применению телесности в качестве формального приема. Исходя из предположения, что показывание гениталий (банальный эксгибиционизм) никого не оставит равнодушным - либо разозлит, либо развеселит, - сибирские видеохудожники показывают это друг другу и всем желающим, жизнерадостно хихикая. Хотя среди наиболее престарелого (1958 г. р.) новосибирского видеодеятеля некоторое время назад были распространены попытки занять мессианскую, нравоучительную позицию. Но, вняв разъяснениям молодой видеогенерации (1962 - 1965 г. р.), этот персонаж пытается вместе со всеми выглядеть придурковатым творцом.
Конечно, это не относится к функциональной деятельности видеофигурантов. Работа в программе «Адоб Премьер», контроль прохождения конторских денег... производятся новосибирскими артдеятелями с унылой брезгливой терпимостью.
В последнее время, в связи с увеличением финансовых возможностей, был предпринят ряд экспедиций и налажены новые региональные взаимосвязи («Мимо Москвы, мимо Нью-Йорка»). Появилась горделивая тема «художественного сепаратизма». Хотя кто-то заметил, что это одна из возможных стратегий продвижения на арт-рынке - в Нью-Йорк не через Москву, а через Улан-Батор. Этнос for sale. Конечно, сибирские это понимают, но тогда сделали вид, что не поняли, и за последнее время из-за лени не сделали реальных шагов к этому for sale.
И безответственность, и самоуверенность зачастую приводят к созданию произведений, не соответствующих стартовому замыслу. Но, т. к. они уже сделаны, а переделывать неохота, то и им находится место в каком-нибудь из проектов сибирской зоны.
Вообще существует противоречие во взглядах на язык. Говоря о сепаратизме, мы предполагаем использование языка регионального масс-культа, что противоречит распространенной точке зрения на проблему глобализма и универсального художественного языка. В связи с этим часто приходится слышать, что необходимо изменяться. Вспоминается герой-мафиози Роберта Де Ниро в кинофильме «Анализируй это». Руководимая им банда в критической ситуации. Ему говорят, что он не гибкий, не современный и что необходимо меняться. На что он отвечает: «Я вам что - баннер на сайте?!»
Но меняться, похоже, придется. Тем более с появлением международного проекта «Фестиваль сверхкороткого фильма» (Extra Short Film Fest - ESF), который скорее ближе к кино, чем к видео.
В общем-то фестиваль стал продолжением темы очень короткого фильма. Таких к весне 2000 года накопилось в Новосибирске большое количество.
Оказалось, что короткое кино снимают практически все. И достаточно разное. Сам жанр short video максимально демократичен. На видеокнопку в течение 60 секунд может давить даже мартышка. Главное - поставить титры. А формат дает возможность оценивать только точность видеофразы. Фильмы достаточно сложно структурировать, но внутри фестиваля при желании можно выделить различные номинации: самое короткое, самое драматургичное, самое смешное или самое дизайнерское. Эмоциональные зрительские оценки достаточно просты: ухмылка - «плюс», молчание - «минус». Точные, короткие видеогэги, выстроенные в программу ESF, выглядят завораживающим часовым мультижанровым сетом, вполне альтернативным «большому» кино («большому» - в смысле «длинному и жирному»). Налицо все опции «большого» кинофестиваля при общей легкой идиотичности видеоматериала.
В случае с ESF видеографоманство больше напоминает короткое кино, нежели видеоарт, и тем самым дает возможность функционировать одновременно в нескольких областях, прикидываясь художником, киношником и менеджером. А короткое видео сравнимо с быстрым сексом в подъезде, укусом пчелы, прочими мгновенными, неуловимыми ощущениями, которые запоминаются на всю жизнь.
Занимаясь в основном формальными поисками, используя низовой, «деревянный по пояс» язык, новосибирские видеофункционеры достаточно понятны для простого потребителя, но не дотягивают до героев масс-культа из-за уже упоминавшейся лени и недостаточной драматургичности своих произведений. Но некоторые из видеоработ пользуются достаточно массовой популярностью в разрядах «круто», «прикольно» и др.
Оставаясь географическими и культурными маргиналами, но имея некоторую популярность и некоторое понимание среди рядового потребителя, энская видеогруппировка причисляет себя к поп-андеграунду... Столь громкая формулировка заявлена в связи с настоятельными замечаниями об отсутствии осмысления сибирской видеодеятельности. То есть она недостаточно отрефлексирована и отражена в концептуальных и аналитических текстах. Но ведь это любимое занятие (развлечение) культурных центров вроде Москвы и Питера.
Формально понимая видео как цифровое или магнитное визуальное изображение, н-ские с ним (изображением) и работают, так как зачастую динамика кадров, планы, фактура и звук (не особо качественные) решают состоятельность шорт-видео. К тому же в последнее время зачастую применяются зрелишные приемы простого кассового кино: рапид, плотный и очень громкий звук, сочная видеонарезка. Эти приемы использованы в последнем проекте «Новосибирской зоны» «Секретная Жизнь Сибирского Космизма», содержащего различные модные поп-опции: мультипроекцию, полиэкран, онлайновый трипджазовый сет электронной группы «Ядерные Лоси» и прочие элементы концертов, клубных вечёрок, дорогих видеоинсталляций. Правда всё это по-сибирски слегка придебилено, но это шаг навстречу визуальному попу.
Все мутации потребителей подобных развлекательных продуктов привели к созданию современного персонажа, обладающего различными опциями бандитов, MTV, «массивских» пацанов, «лоховатой» интеллигентности, эзотерической начитанности, алкокатастроф, шопов «Другой путь» etc., в отличие от середины 90-х, когда существовала четкая социальная классификация, предложенная одним знакомым околокриминальным «братаном»:

1. «Мужики» - тип предельно понятный, должен работать или воровать, короче - ковать копейку.
2. «Бабы» - тоже достаточно ясная категория, применяемая для духовно-телесных увеселений, в крайнем случае, воспитания детей и других бытовых необходимостей.
3. Категория, включающая всё остальное, не вошедшее в первые две, - «синоптики» - непонятный «братве» тип, к которому относятся: арт-деятели, боевые интеллигенты, журналисты с ментовским прикрытием и пр.
Визуальные продукты, потребляемые всеми тремя категориями были ясны:
1. Порнуха - боевик - шансон - китайский «строгий» адидас.
2. Мелодрама - сериал - русская эстрада - турецкий бутик.
3. Синефилия - «типа» тройное кодирование - музыкальные ленинградско-манчестерско-сиэтловские «волны» - сингапурский Levis.

Сейчас эту классификацию можно отменить, так как все ее элементы перемешались и являются ингредиентами нового русского персонажа. Причем этот homoсоцмикс отполирован наличием интернет- и других инфовозможностей. Соответственный визуальный продукт, предлагаемый для употребления, должен включать в себя все необходимые элементы, разработанные и внедренные на данный момент (картинка побольше - поцветнее, звук пообъемней - погромче, налет интерактивности, аномальное поведение драматургических персонажей, в зале - пакеты с третьим поколеним генсинтезированного поп-корна, информационную ненавязчивость - но - насыщенность, комфортность с элементами художественной остроты). В общем, многоингредиентная процедура визуального потребления.
Похожим продуктом является новосибирская ненарративная видеоеда. Плюс постоянное желание н-ских видеохудожников заниматься безответственным культурным туризмом и визуальной компиляцией, поддержанной спонсорскими деньгами. Быть модными, приятными, коммуникабельными пареньками с массивским прошлым за спиной. Как сказал Бакштейн с позиции арт-функционера: «Если художник - веселый парень, с которым приятно общаться, то такого мы обязательно поддержим».
Вот и стараемся не без приятности для себя. А если наше окружение приятное и веселое (веселая водка, приятные девки), то и мы его поддерживаем. И снимаем.

© 2002 - Художественный журнал N°40

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1