"Жизнь" - написано на знамени, которое выбрасывает сегодня искусство.
Не в моде: минимализм; эксперименты в области формы; постмодернистская
игра с культурным багажом; уравнивание в правах реальной, культурной и
галлюцинаторной тематики. "Реальная жизнь" предъявляет свои
права на репрезентацию в искусстве. Словно бы в конце ХХ века случился
некий провал, минутное головокружение, мы на мгновение потеряли почву
под ногами, но вот уже опять ее нащупываем. "Жизнь" снова стала
интересной для художника.
Апелляция к жизни диктует выбор художественных средств. Наиболее популярными
и адекватными выглядят фото и видео - то есть те средства, что способны
фиксировать то, что находится перед глазами, объективно, точно, механически,
где визуальное и идеологическое присутствие автора сводится к минимуму,
где он как бы вообще сходит на нет. Фотография с самого ее начала синонимировала
себя с эффектом реальности. Сталкиваясь с фотоизображением постоянно и
повсеместно, мы выработали к этому эффекту необходимый иммунитет, но на
самом деле эффект реальности в фотографии огромен: по свидетельству Даутендая,
одного из первых дагеротипистов, "поначалу люди не отваживались долго
рассматривать первые изготовленные им снимки. Они робели перед четкостью
изображенного и были готовы поверить, что крошечные лица на снимках способны
сами смотреть на зрителя..."1 - в точности так же чуть позже зрители
первого фильма братьев Люмьер в ужасе вскакивали, увидев на экране мчащийся
прямо на них поезд. Туда же впоследствии вливается кино, самое живое из
искусств - живое уже чисто оптически, так как движущаяся картинка очень
похожа на то, что видит глаз в реальной жизни. С этим эффектом, конечно,
совершенно несовместимы разнообразные искажения первоначальной картинки,
приемы авторской работы с оригиналом, появившиеся одновременно с фотоизображением.
Поэтому репрезентация "жизни" реализуется при помощи визуальной
и технической аскезы - она подразумевает только прямую съемку, в случае
видео - очень простой, "нулевой" монтаж, полное отсутствие искажающих
изображение эффектов и вообще минимум "художественности", минимум
авторского вмешательства. Она стремится быть даже более документальной,
чем сама кино- и фотодокументалистика, так как отказывается от привязки
себя к какой-либо идеологии, художественной или внехудожественной, например
от повествовательности или от обобщений. Как если бы сама жизнь выплеснулась
на пленку при минимальном содействии художника, будучи одновременно и
темой, и средством ее выражения.
Такая позиция является одновременно и антимодернистской, и антипостмодернистской.
Она прямо противоположна проекту авангарда, который яростно выбрасывал
из своего поля любую "жизнь", либо уходя в чистую метафизику
(и пользуясь при этом абстрактными формами), либо используя реальность
исключительно в качестве строительного материала для вполне ирреальных
построек. В этом плане апелляция снова к жизни - это, конечно, демонстративный
плевок в могилу авангарда. Но она противостоит и ситуации постмодерна,
когда реальность распадалась, дробилась и выворачивалась наизнанку и в
котором - вопреки тезису о смерти автора - авторский жест, при всей его
необязательности, был единственным, что в этой зыбкости хоть как-то существовало.
Жизнь, вышедшая сейчас на сцену, кажется, вернула себе статус подлинности;
она, как новый русский, реальна и конкретна. Она не подлежит ни сомнению,
ни обобщению. Проекты, актуализирующие ее, кажется, хотят отречься от
какого бы то ни было суждения - они просто молча предъявляют то, что художник
увидел, выйдя на улицу; в этом отречении от суждений, оценок, сюжета и
монтажа они словно бы уподобляются самой жизни.
Но жизнь не может быть темой для художника. Жизнь вообще не может быть
темой. Жизнь спонтанна и по определению невоспроизводима, набор ее свойств
и атрибутов бесконечен и расплывчат, она очень плохо поддается описанию
в терминах эстетики. Если "жизнь" становится темой, налицо подмена
- на месте реальной жизни мы видим некий искусственный конструкт. И в
первую очередь мы видим визуальные стратегии, определяющие риторику "жизни",
миф о "жизни", то, как принято подавать "жизнь" -
не в искусстве, в более популярных практиках, - чтобы зритель, не дай
бог, не ошибся и принял изображенное именно за нее, жизнь, а не за что-то
другое. Художники, конечно, вносят свою лепту в конструкцию этого мифа,
хотя из него же и исходят. Как правило, визуальный образ "жизни"
они либо воспроизводят в каких-то своих целях, либо его рефлексируют -
как эстетический объект. Либо и то и другое вместе.
Жизнь
как документ
В моей беседе с Фрэнком Франка, фотографом и куратором из "International
Center of Photography" (Нью-Йорк), Фрэнк - последователь той "прямой",
дневниковой, непосредственной фотографической линии, что задала в американской
фотографии Нан Голдин, - выделил два источника этой "жизненной",
документалистической визуальности: это, во-первых, любительская моментальная
цветная фотография, то, что по-английски называется snapshot; во-вторых,
это кинематограф с его стремлением "рассказать историю". Впоследствии,
добавлю, этот список пополнится еще одним визуальным пластом: коммерческим
рекламным фото и видео.
Настоятельная потребность в художественном осмыслении моментальных любительских
фоток не случайно возникла в конце 70-х: как раз тогда триумфальное
шествие по миру экспресс-лабораторий типа "Кодак-экспресс"
закончилось их повсеместным распространением, а "мыльница"
стала повседневным и почти что обязательным предметом в каждой семье.
Тогда же произошел тот переворот, о котором неоднократно говорит в своих
интервью Борис Михайлов, объясняя, почему он с середины 90-х снимает
только на цвет: моментальная цветная фотография оказалась синонимом
демократии. Черно-белое фото стало предметом роскоши, "стильной
штучкой", а цветное, механизировавшись и резко подешевев, поселилось
в любой, даже самой бедняцкой семье. Фотография, по словам Барбары Крюгер,
стала "глобальным хобби". Быстрое, дешевое, очень простое
производство фотоизображения, не требующее усилий и специальных навыков
ни при съемке, ни при проявке/печати (все берет на себя машина), полностью
перевернуло бытовавшее ранее представление о фотографии как результате
труда мастера, результате кропотливого и таинственного, почти алхимического
процесса, результате, который ценен сам по себе, а не в качестве инструмента
для достижения той или иной внеположной ему художественной цели. Разволшебствленная
фотография, рождающаяся одним нажатием кнопки, уже может использоваться
и для целей, вполне внешних по отношению к самой фотографии.
Проект Нан Голдин фактически отождествляет фотографию и правду. Голдин
и впрямь "снимает жизнь": фотография как дневник, где все
лица и события реальны, ничто не искусственно, никто не позирует, и
фотография как медиум абсолютно прозрачна, то есть ей приписывается
отсутствие искажений, "погрешности инструмента". Искренность,
вменяемая фотографии Голдин, совпадает с истиной. Последняя предстает
в самом кондовом своем смысле - истина как неподдельность, как спонтанность,
то есть опять же как сама жизнь в противовес искусству и вообще всему
искусственному. В послесловии к "Балладе о сексуальной зависимости"
Голдин так и пишет: "Я все еще верю в правду фотографии"2.
Эта правда у Голдин в общем равняется документальности. (Голдин упоминает,
что начала фотографировать в юности из совершенно внехудожественных
соображений: она была общительной девушкой и попадала в разнообразные
компании, где регулярно напивалась до потери памяти. Поскольку наутро
ей все же хотелось вспомнить, что было, она брала с собою на вечеринки
камеру и нажимала на спуск, пока не отключалась; на следующий день проявляла
пленку и по отпечаткам восстанавливала вчерашний вечер).
Такое использование фотографии - фотография как верный свидетель (а
отношение к фотоизображению, из которого такое использование вытекает,
ровно то же самое, которым определяется и любительская фотосъемка родственников
на свадьбе и отпуска на море), - конечно, предполагает серьезный кредит
доверия к фотографии. И если со снимками, сделанными с таких позиций,
возможны хоть какие-то ассоциации, то это ассоциации с любительскими
"фотками мыльницей", в которых для нас отказ от всякой художественности
совпадает с приматом подлинности, с бесхитростной фиксацией того, что
попадает в видоискатель.
Но если со взаимоотношениями "правды жизни" и любительской
съемки вроде бы все ясно, то с визуальностью кино и его сегодняшнего
наследника - рекламного ролика - дело обстоит гораздо сложнее. Реклама
сплошь и рядом использует стилизацию под прямую-бытовую-нерезкую любительскую
съемку, хотя, естественно, рекламный кадр насквозь и тщательно срежиссирован
и никакой непосредственности там нет места. Цель такой стилизации, конечно,
сделать описываемый товар ближе и роднее потребителю, окружить его "правдой
жизни", традиционным носителем которой в наших домах и сердцах
выступает любительское фото, позже - видео. Апелляция к "жизни"
и собственно товар вступают здесь в любопытные отношения - первое перестает
быть лишь эстетической метафорой и вытесняет собою второе, превращаясь
при этом, конечно, в подмену самого себя.
Жизнь как супертовар
Образ "жизни" в рекламной риторике - один из ключевых моментов.
Компания молодых людей играет в волейбол на пляже: разгоряченные тела,
горящие глаза и смех - плюс лимонад марки Х. Пара просыпается в залитой
солнцем мансарде: летнее утро, легкие поцелуи и лукавые взгляды - плюс
кофе марки Y. Бизнесвумен средних лет выходит на балкон, сбрасывает
пиджак и потягивается на фоне неба - компьютер марки Z. Предметом соблазна
здесь выступает, конечно, не столько компьютер (пиво, лимонад - их можно
безболезненно менять местами или подставить что-то иное, хоть зубную
пасту, хоть металлопластиковые окна), сколько "настоящая жизнь",
которая и занимает 90% рекламного пространства и залогом причастности
к которой становится рекламируемая марка. Вообще, как только коммерческая
риторика начинает апеллировать к "жизни", эта "жизнь"
подается как нечто внешнее, как предмет нехватки, к которому следует
стремиться, а точнее - который надлежит купить. "Жизнь" рекламируется,
и реклама одежды, напитков, клубов, убеждений и чего угодно еще подается
как реклама атрибутов "жизни" в качестве супертовара.
(Понятно, насколько успешна такая стратегия. Жизнь не стоит на месте,
поэтому набор ее атрибутов непрерывно расширяется и меняется со временем:
вот "жизнь на полную катушку" ассоциируется, скажем, с мобильником
"Nokia", но прошел день или перелистнули страницу - в раскрутке
новый брэнд, например джинсы "Motor", и не желающий быть выкинутым
из жизни неудачником потребитель бежит за ними в ближайший магазин,
зажав в кулаке купленную вчера "Нокию" - по крайней мере так
выглядит сей механизм в идеале, его потенциал практически бесконечен.)
Однако если фотография превращается из языка описания жизни в язык описания
потребления, ничто не мешает ей совершить и обратное превращение, так
сказать, подмену второго порядка и использовать визуальные коды коммерческого
пространства в своих целях - хотя бы для того, чтобы говорить о том
же потреблении как неотъемлемом компоненте повседневности. Такую стратегию
демонстрирует, например, Джеф Уолл в известной серии фотографий интерьеров
("Household"). Интерьеры Уолла абсолютно, подавляюще банальны,
обыденны, лишены какого бы то ни было соблазна - то есть они ни о чем
не говорят, разве что воспроизводят тавтологию собственной пустоты.
Таким образом они должны вроде бы предлагать прямую и тупую репрезентацию
реальности. Однако, выставленные Уоллом в светящихся лайтбоксах, они
мгновенно совершают семантический прыжок к "портретам гамбургеров"
в витринах "McDonald's". В самом деле, градус банальности
у гамбургера в точности равен градусу банальности, которым обладают
уолловские интерьеры, и этот жест лаконично описывает взаимоотношения
повседневности и риторики коммерческого соблазна - встреча их неизбежно
катастрофична и каждый уолловский лайтбокс есть такая маленькая катастрофа,
показывающая, что произойдет, если на место символов "настоящей
жизни" встанет реальная жизнь.
Жизнь как симптом
Как уже было сказано, апелляция к жизни противостоит всякой оценке,
всякому обобщению, всякому субъективному мнению внутри кадра. Это, однако,
не полностью исключает возможность исследования; но исследование это
далеко от "достучаться до небес" авангарда. Как правило, это
некая визуальная социология, ее основной метод - бесстрастное и не оценивающее
перечисление. Социум - это максимум абстракции, который может позволить
себе сегодня художник. А максимум исследовательской риторики, который
он может себе позволить, - это простое указание, предъявление того или
иного феномена как симптома этого социума. Поэтому видео последних нескольких
лет - это сплошь предъявление конкретных примеров, тех или иных человеческих
историй (без начала и конца), просто видов на, например, городскую площадь
или комнату соседа, а среди фотопроектов один из самых расхожих приемов
- выстраивание длинных рядов почти идентичных визуальных примеров. Эти
картинки в своей тавтологичности выступают как симптом, как многократное
подтверждение существующего, но не обозначенного напрямую статус-кво.
Томас Руф в серии "Молодежь" ("Junge Leute") предъявляет
два с лишком десятка фотографий, более всего напоминающих фотографии
на паспорт, - портреты мужчин и женщин анфас, одинаковые, очень четкие,
они демонстративно подавляют какую бы то ни было возможность сюжета,
интриги, повествования, они опять же "ни о чем не говорят"
и говорить напрочь отказываются. Рийнеке Дийкстра снимает подростков
на пляжах. Подростки разные, но позы одинаковые, похожие купальники,
одинаковая смесь робости и позерства. Билл Берк фотографирует соседей.
Томас Струт - ничем не примечательные улицы... Эти проекты могут иметь
отсылку к острой социальной проблематике (например, когда перед зрителем
чередой проходят беженцы из горячих точек или, скажем, малолетние наркоманы),
а могут и не иметь. Собственно, интереснее всего получается как раз
тогда, когда объекты съемки совершенно ничем не выделяются из будничного
контекста. Такое исследование - с заранее ампутированным финалом, так
как сам используемый метод предполагает отсутствие каких-либо выводов
- вместо выводов и результатов предлагает бесконечную демонстрацию банальности:
оно тавтологично, одновременно аэстетично и аморально, бесцельно (то
есть лишено завершения и в потенциале бесконечно). Как сама жизнь.
Но фотоизображение, а тем паче экран, имеет особый, привилегированный
статус. Это место, требующее повышенного внимания. Сам факт съемки чего-либо
или кого-либо наделяет объект съемки особым статусом, выхватывает его
из окружающего визуального потока; соответственно, и фотография или
экран акцентируют внимание на себе, то есть на том, что изображено.
Этот акцент утверждает ценность изображенного (почему-то ведь фотограф
снял именно этот пейзаж, этого человека), то есть его небанальность.
Когда на этом месте оказывается изображение, всеми силами прокламирующее
свою банальность, происходит локальная семантическая катастрофа, которая
и является одной из основных интриг искусства сегодня: дыра, зияющая
на месте сколько-нибудь связного понятия о "жизни", становится
видимой. Происходит примерно та же подмена, о которой мы уже говорили
в связи с интерьерами Джефа Уолла, только лайтбокс Уолла подрывает риторику
коммерческого соблазна, а гимны банальности, спетые Струтом или Дийкстра,
- риторику фотографической репрезентации. И, конечно, они ставят диагноз
социуму, в котором все различия нивелируются, все объекты и субъекты
стандартизируются и понятие подлинности уже давно нерелевантно. Они
одновременно делают попытку выброситься напрямую в жизнь и демонстрируют
полное фиаско таких попыток.
Насколько эти стратегии актуальны для местной сцены, которая еще не
завершила раздел территорий между чистой фотографией и современным искусством
и где сам социум бьется все же в несколько иных конвульсиях? Думается,
все компоненты для их ассимиляции присутствуют. Риторика жизни, в конце
концов, есть риторика скорее литературная, а с литературностью в России
всегда все было в порядке - как-никак самая читающая страна. Опять же
мы смотрим то же телевидение, ту же рекламу, с репрезентацией у нас
примерно те же проблемы, что и везде. Правда, есть и шанс счастливо
"проскочить" эту проблематику. В затылок уже дышит время,
для которого понятие жизни утратит свою привлекательность, которое собирается
уравнять в правах подлинное и придуманное, коммерческое и некоммерческое,
пленку и фотошоп. Там будут другие проблемы.
1 В. Беньямин. "Краткая история фотографии" в кн.: Вальтер
Беньямин, "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости",
М., Медиум, 1996, с. 72 - 73.
2 Nan Goldin. The Ballad of Sexual Dependency. New York, Aperture, 1996.
|