"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ" КЕРИМА РАГИМОВА ДМИТРИЙ ВИЛЕНСКИЙ |
Творчество
Керима Рагимова следует рассматривать в общем контексте нарастания потока
реалистических образов, снова наполнивших выставочные залы. Эти изображения,
реализованные чаще всего в технике видео и фотографии, обретают новый
смысл в общей массе визуальности, производимой телевидением, кино и рекламой. Художник, как и любой другой современный человек, уже не в состоянии воспринимать окружающий его мир как некую осязаемую данность, ибо между нашим восприятием и эмпирическим миром стоит целая система посредников, искажающих, трансформирующих и навязывающих свою систему образов. Если раньше можно было говорить о реальности как референте любого «технического образа»1, то сейчас ситуация коренным образом изменилась: не изображение выглядит как реальность, а скорее реальность выглядит как уже многократно увиденное изображение. Современная фотография и видео, обретя статус актуального искусства, стали, по точному замечанию Катрин Беккер, «имитацией подлинности, (когда) речь идет не воспроизведении подлинных ситуаций, а о подлинности форм для репрезентации фиктивных ситуаций». Именно в этом заключается псевдокартинность новой визуальности - псевдокартинность откровенно рекламного характера, призванная не отражать объективную ситуацию, но активно воздействовать на реальность, заставляя потреблять готовые, идеальные формы. Работы Керима Рагимова созданы наперекор этой очевидной тенденции,
хотя он активно пользуется языком масс-медиа. В отличие от большинства
художников, Рагимов работает в технике живописи, которая является наиболее
уязвимом медиум в современном искусстве. Его картины выполнены на основе
найденных изображений (фотографии из газет, ксероксы из каталогов и
т. д.), которые он собирает уже многие годы. Скрупулезно точно перенося
их на холст, он стремится остановить бесконечный поток медиаобразов.
В этой чрезвычайно трудоемкой процедуре, требующей мастерства и самоотдачи,
и заключается его художественный жест. В отличие от практики поп-арта,
декларативно ускоряющей процесс производства искусства, Рагимов выставляет
прежде всего свои инвестиции труда на квадратный сантиметр холста. Он
строит свое творчество, как медиум, который, в оцепенении уединенной
работы, пропускает через себя проносящийся со стремительной скоростью
поток сообщений. Рагимов, своей творческой волей, совмещает разные противоположные категории:
современную медиальность и архаику живописи, нейтральность и авторское
высказывание, «зеркальность» и «прозрачность», позицию тотального потребителя
и идеального производителя. Он всегда оказывается между определенными,
детерминированными строгими дискурсами, позициями, которые характеры
для «западного» подхода к искусству. ПРИМЕЧАНИЯ 1 терминология Вильгельма Флёссера |