ОБ-MEN ПО-БРАТСКИ, ОБ-MAN ПО-ДЕТСКИ
ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ

Как и первый "Брат", "Брат-2" Алексея Балабанова, едва вышед в свет, сразу породил бурные идеологические дискусии и вызвал оценки, обусловленные в основном политическими взглядами. Большая часть зрителей разделилась на два отчетливых и непримиримых лагеря. Резко отрицательное, критическое отношение к картине продемонстрировано в основном либеральной интеллигенцией, западниками, активным "правым" электоратом. Они усмотрели в фильме откровенную ксенофобию, издевательство над ценностями цивилизованного мира, возвращение к холодной войне и первобытный, хтонический домострой. Встретившие картину восторженно едва ли могут похвастаться таким же числом дипломов на одного зрителя, зато их лагерь более сложен по своему политическому спектру и состоит из более разнообразных социальных слоев: от пролетария до чиновника, от крестьянина до художника, от люмпена до полевого командира. Им, в свою очередь, пришлось по душе все то, что вызвало возмущение западников: антиглобализм, антилиберализм, национализм и некая альтернативная, якобы предложенная Балабановым Русская Идея.
Конечно, спровоцированные общественные страсти, а также кассовые сборы "Братьев" способны многое подсказать об интеллектуальном уровне обеих картин(1). И все-таки следует различать политические и художественные аспекты. Слишком часто мы инкриминируем произведениям не содержащиеся в них манифесты, "вчитываем" в тексты собственные слоганы, пропуская авторские. (Не забудем также, что речь идет о режиссере, снявшем, в числе прочего, "Про уродов и людей" - картину вполне элитарную.) Сейчас, когда основные страсти вокруг "братской" дилогии улеглись(2), а впечатления от просмотра уже оформились и еще не забылись - можно подвести некоторые итоги. Нам хотелось бы показать, что сугубо идеологическое прочтение "Брата-2" (мы остановимся прежде всего на нем) не вполне адекватно и что такое прочтение игнорирует ряд вполне конкретных, значимых элементов картины.
Главное в пропагандистском искусстве - эстетизация проповеди, make-up очевидного (ухослышного) месседжа, обработка лозунга с целью консервации его энергетических потенций и одновременным приданием ему нового мятного вкуса. Можно как угодно экспериментировать с картинками и текстом - важно, чтобы они работали на заключительное, целевое высказывание. Исходя из этих классических представлений, внимательному зрителю будет трудно вписать обоих "Братьев" в разряд пропагандистского кино. Реальный нарратив оказывается здесь сложнее (не-)желаемого и сканируемого подчас на бессознательном уровне "содержания".
Напомню фабулу: главный герой, Данила Багров (Сергей Бодров) вызволяет далекого и неизвестного ему человека (родного брата погибшего друга) из лап влиятельных американских шантажистов(3). Процесс этот занимает около недели и сопровождается, в частности, ликвидацией четверых бандитов в Москве, угоном чужого автомобиля, взрывом двух машин в московских дворах-колодцах, ликвидацией двух торговцев оружием, расстрелом порядка десяти случайных (и безоружных) человек из обслуживающего персонала в чикагском рок-клубе и еще нескольких офисных работников, неосторожно оказавшихся на пути ДБ. Заодно "освобождается" и русская проститутка Даша-Мэрилин(4). Ее изъятие стоит жизни сутенеру и двум его клевретам.
Почти у каждой реплики, претендующей на роль идеологического слогана, в фильме имеется свой логический (иронический либо серьезный) противовес, текстуальный либо сюжетный. Какими бы, чьими бы ни были логические акценты "Брата-2", зритель на его протяжении слышит все же разноголосицу, а не монолог. "Русские не сдаются!" - кричит Виктор Багров (Виктор Сухоруков) перед тем как благополучно сдаться американской полиции. "Мы, русские, не обманываем друг друга", - картавит иммигрант, дорого продавая б/у-шный автомобиль. На вопрос: "Вы гангстеры?" - следует ответ: "Нет, мы русские". Данила сообщает Даше, что в России "хорошо". Водитель-частник, тоже проживающий в России, другого мнения: "Были люди как люди. И сразу стали кретины. Парадокс..." Другой русский водила, в Америке, страдает логореей в духе Жириновского: "А, патриот? Русская идея! Достоевский! Держава! Где твоя Родина, сынок? Сдал Горбачев твою Родину американцам! Чтоб тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым просрала! Русских людей в Прибалтике сдала. Сербов на Балканах сдала. Сегодня Родина там, где задница в тепле..." С учетом всех само собой разумеющихся дефиниций, таких как: боевик, приключенческое кино с саундтреком из русского рока, жанр "Брата-2" можно определить как остросоциальный памфлет, построенный по принципу постпостмодернистского коллажа.
Образ главного героя также состоит из антиномий, довольно легко объясняемых. Это уравновешенный и даже сообразительный человек, однако некоторые его слова (дела оставим на откуп жанру боевика, для которого такое поведение нормально) характеризуют его как не вполне психически здорового человека. Например, свое равнодушие к поп-музыке типа И. Салтыковой ДБ объясняет не как-нибудь, но тем, что "на войне такую музыку не слушают"(5). Проститутку Дашу он с первого взгляда определяет захваченной в плен и сообщает ей: "Русские на войне своих не бросают". (То, что сама Даша соглашается с бесцеремонным вторжением Багрова в ее жизнь, говорит не о правоте ДБ, но исключительно о ее собственных проблемах и беспомощности(6)). Внешность ДБ не относится к разряду "сексапильных". В первом "Брате" некая клубная питерская тусовщица(7) говорит ему, что тот одет, "как обсос". Уже упоминавшийся водитель-частник, бросая мельком взгляд на Данилу, считает, что "такого придурка даже баба ждать не будет". Тем не менее, придурок молниеносно покоряет сердца/тела известных, роскошных, недоступных женщин (поп-звезда и телеведущая). Объясняя/извиняя свой каприз, Салтыкова называет ДБ "губастеньким", а американскую телеведущую привлекает в нем явно не внешность и не содержимое головы, а непостижимое дикарство(8). Нрав и "общий стиль" ДБ тоже дуалистичен, причем, как и в случае сексуальной карьеры, его объективные черты несколько контрастируют с деяниями и достижениями. Этот добродушный, по-медвежьи медлительный флегматик проявляет и хладновную жестокость(9), и чудеса оперативностиx. Он - тот самый простак, который все понимает правильно (в этом нас уверяют развитие и завершение сюжета). Вполне среднего физического развития молодой человек - однако дерется отлично(11)...
Перечисляя эти не всегда правдоподобные сочетания, мы вовсе не стремимся доказать общую "неубедительность" ДБ. Психология - не та область, где плещутся наши амбиции. Важнее, что герой Бодрова - классический пример имиджевой проекции, ходячее представление обывателя о самом себе, кинематографическая реализация всех его фантазмов. Примитивный, необразованный, не наделенный никакими яркими данными человек последовательно оказывается самым умным, самым сексуальным, самым крутым. Мог бы стать и самым добрым (бескорыстная помощь хоккеисту, спасение заблудшей магдалины, жалость к Белкину-сыну), если б не число трупов. Но и тут Багров ни при чем: на Войне, как на Чечне.
Если Русская Идея в "Брате" откровенно травестируется, то либерализм и политкорректность избраны в качестве самой настоящей, объективированной мишени. Америка изображена страной клокочущих расовых и социальных противоречий. Свои приветствия "How are you?" американцы произносят неискренне, потому что "здесь все просто так, кроме денег". Даже второстепенные персонажи участвуют в перманентной войне всех против всех (дежурное исключение - водитель LKW, перекати-поле). "Откуда я знал, что там нельзя гулять? У нас вот везде можно"(12). Политкорректность существует, как можно заключить из фильма, лишь в качестве лицемерного этикета, едва прикрывающего звериный лик взаимной ненависти. Как и положено варварам, наши герои презирают всяческую условность. При этом люди, честно исповедующие "Войну", разделяющие нехитрые идеологические мифы и соответствующе себя маркирующие, Даниле гораздо ближе мирных обывателей, которые в своей непрозрачности только мешают воевать. Например, "фашист" (как он сам представляется) не вызывает у Багрова никаких эмоций, кроме вялого, почти политкорректного упоминания о своем деде, погибшем в Великую Отечественную.
Как известно, "Война" упрощает человеческую психику, примитивизирует ее стимулы и мотивы. Повышается спрос на "принципы", "инстинкты", "почву" и другие механизмы, освобождающие человека от необходимости думать. Одной из таких защитных или компенсаторных реакций является ксенофобия. В первом "Брате" Данила отметился дважды: знаменитым "Не брат ты мне, гнида черножопая" и "Я евреев как-то не очень". В "Брате-2" национализм Данилы благоразумно редуцирован. Вместо него традиционно-обывательскую, невежественно-провинциальную ксенофобию отыгрывает брат Виктор. Здесь существенно, что комический потенциал игры замечательного Сухорукова не опровергает, но, напротив, только усиливает искренность и глубину демонстрируемого расизма. Эпизоды с участием Багрова-Сухорукова - наиболее смотрибельные во всем фильме, а его расистские высказывания - художественно наиболее яркое из всего, что есть в "Брате-2". Еще важно, что основания этих высказываний совершенно различны. Это может быть имперское сознание (о Киркорове ВБ высказывается отрицательно, заключая: "Одно слово - румын". "Так он болгарин", - возражают ему. "Да? Какая разница?"); возмущение эстетического чувства (негру: "Да ты на себя помотри - черный, как сволочь. Ты "Мойдодыр" читал?"); исторические счёты (иначе как "бандеровцами" или "бандеровскими суками" ВБ их не называет. К тому же, он полон патриотической решимости отомстить им "за Севастополь"). Но наиболее привлекательной репликой ВБ стала фраза "Свободу Анжеле Девис!" Здесь рупор одновременно взяли в руки а) власть, b) обыватель, c) цитирующий их критицист. Иронизируя над пускай еще советской риторикой, Багров-старший перестает в этот момент быть круглосуточным ретранслятором желтой прессы.
Межнациональная рознь дана в "Брате-2" как неотъемлемое и повсеместное явление окружающего мира. Сутенер, торговец оружиемxiii, их компаньоны - сплошь негры и мулаты. Белый полицейский, отпуская Багрова из полицейского участка, материт негров. "Москаль-то мени нэ земляк!" - отрезает украинец. Когда русские герои сидят у костра (здесь аналогия с "маленькими детьми большого города" становится особенно умилительной; ребята чисто раков сели поесть), к ним без всяких внешних мотиваций пристает черный, нарываясь на заслуженный отпор. Бракованную машину Багров покупает у брайтонского еврея. Трижды в картине звучит стихотворение "Я узнал, что у меня есть огромная семья", воспевающее любовь к Родине (( Земле) и ко всем ее жителям, от мала до велика(14). Но любовь эта весьма разборчива. Расстрелу некоторых врагов (цветных) непосредственно предшествует декламация заключительной строфы: "Всех люблю на свете я!" После ее произнесения тремя точными выстрелами Данила вносит коррективы в актуальный список любимых(15).

***

Иными словами, перед нами не манифестация определенной идеологии(16), но манипуляция ею. В этом смысле эффективно сравнение с другим, не менее нашумевшим отечественным кино - "Сибирским цирюльником" Н. Михалкова. И "Цирюльник", и "Брат-2" фабульно идиотичны. Оба страдают неадекватностью декларируемым (приписываемым) идеологическим задачам. Но неадекватность "Братьев" носит сознательно-цинический характер, а Михалков полностью увязает в собственном пафосе. Главная художественная проблема героя Олега Меньшикова в том, что он не обсос.
"Братья" работают с тем и внутри того, что Хайдеггер называл man (неподлинное повседневное существование, обывательские "болтовня", "любопытство" и т. п.), с помощью п/м-эстетики дистанцируясь от честности пропагандистского ангажемента, но при этом откровенно заигрывая с патриотическим дискурсом и "народными" рефлексами. Нечто не тематически, но формально очень близкое (но на пару световых лет более оригинальное) делает на Западе Ларс фон Триер, главный киноциник и манипулятор 90-х. Если мировым славянским аналогом Никиты Михалкова является Эмир Кустурица, то Балабанов, с нужными оговорками, - наш местечковый идиот, догматик и социалист.
Искусство сегодня претендует на широчайший реестр интеллектуального и эмоционального воздействия: от созерцания до транса, от восхищения до отвращения. Любое, даже самое негативное эмоциональное впечатление (например, вызванное насилием) может быть сегодня названо эстетическим. Но даже в этой небывало толерантной атмосфере есть явления, которые частному наблюдателю (или критику, свободно выбирающему объекты исследования) предпочтительнее бойкотировать. Впечатление, от них полученное, не хочется развивать и обсуждать - их хочется признать и замолчать. "Братья" (как и "Танцующая в темноте" Триера) именно из этой неприглядной категории. Да - удаль, с которой их создатели раздают пощечины общественному вкусу, может произвести впечатление. Да - если что-то и способно привлечь интеллектуала в "Брате-2", так это именно антиглобализм и издевательства над нормами политкорректности. (Интересная тема: как постпостмодернистская политика различия, внимания к частному, локальному и т. д. становится сегодня новой, влиятельной, чуть ли не фундаменталистской этикой.) Однако серьезно говорить о том, что картина эта нечто выражает, или содержит, или подразумевает, представляется ошибочным. Возмущение либералов было, в конце концов, неуместным, восторг патриотов - наивен, внимание в целом - преувеличенным.
Ельцинизм привил отечественной критике склонность к некошерной всеядности. Такие важные, незаменимые приемы, как замалчивание, бойкотирование, табуирование, столь блистательно применявшиеся критикой советской (неважно, что они были инициированы государственной властью), непопулярны в современном "открытом обществе". Между тем необходимость разговора обо всем, какие бы выводы ни делались относительно частностей, создает ситуацию, при которой откровенная конъюнктура и провокация являются самым успешным, самым беспроигрышным, самым востребованным типом художественной стратегии. Ибо любой разговор сначала подбрасывает хворосту в тот костер, который иной раз имеет целью затушить. Пусть эти требования звучат утопично, сенильно, бессмысленно, но после эстетического разгула и этического релятивизма 90-х хочется призвать критическую братию к большей избирательности, строгости, сдержанности. Что не подобает рекламировать, о том надлежит молчать.
Прошу извинить за проявленную несдержанность.


* Настоящий текст является реакцией на опубликованный в "ХЖ" № 37 текст Дмитрия Виленского "Заметки о фильме „Брат 2"".

1 Об этом было справедливо замечено, в частности, Мишей Фишманом в Полит.ру.
2 "Брат-2" был выпущен в прокат около года назад.
3 Надо еще заметить, что "шантаж" основан на контракте, свободно (по неразумию) подписанном жертвой в прошлом.
4 Фамилию-имя этой актрисы узнать не удалось; на официальном, тщательно разработанном и довольно подробном сайте, посвященном "Брату-2", информация о ней по неизвестным мне причинам отсутствует.
5 Его совсем уже сомнительное утверждение, что на войне "слушают "Наутилус Помпилиус" и ему тому подобный русский рок", оставим на совести сценаристов.
6 Впрочем, что она думает о Даниле, остается невыясненным, а пути к возвращению в прошлую жизнь, благодаря энергичным действиям ДБ, "отрезаны".
7 Один из самых неудавшихся и надуманных характеров той картины; сказалось незнание модной музыки и клубной культуры.
8 А еще более, видимо, возможность односторонних отношений, анонимности. Здесь приходится додумывать за сценариста, бросившего интригу и соблазн сразу же порогом внешне ничем не мотивированной близости.
9 См. в клубе "Метро", где терминаторский "проход" Данилы по внутренним пространствам клуба сопровождается огнестрельным обезвреживанием всех подряд, в том числе безоружных (в общей сложности - человек десять. Цифра неточная, т. к. показаны не все оприходованные).
10 Здесь плодотворна аналогия с русским образом бурого медведя - животным "неуклюжим", но при необходимости стремительным и ловким.
11 См. эпизод в отечественной тюрьме, когда ДБ "валит" двух зэков.
12 См. эпизод в полицейском участке. Хотя в этом монологе ДБ изображает наивного, головой тронутого "лоха", поразительно, насколько озвученная им наивность совпадает, интенсионально и логически, с двумя-тремя другими его высказываниями, вполне искренними. Например, в эпизоде "у костра", когда Данила взрывается: "Да нас так в школе учили! В Китае - китайцы, в Израиле - евреи, в Африке - негры..." (и никто ему не возражает, что сейчас он не в Африке). Этот эпизод, с одной стороны, потрафляет самой невзыскательной аудитории, а с другой - четко фиксирует интеллектуальную беспомощность и инфантилизм крутого, умного Данилы.
13 Любопытно сравнить неприятных американских продавцов оружия (мулатов) c нашим, в чем-то даже симпатичным русским "фашистом".
14 "Я узнал, что у меня / Есть огpомная семья - / И тpопинка, и лесок, / В поле каждый колосок! / Речка, небо голубое - / Это все мое, pодное! / Это Родина моя! / Всех люблю на свете я!" Первый раз его читает сын банкира Белкина (Сергея Маковецкого); второй раз Данила его повторяет, поднимаясь по пожарной лестнице; третий раз - декламируя Даше-Мэрилин.
15 В саундтреке к "Брату-2" дорожка с "Вечно молодым" группы "Смысловые галлюцинации" объединена с чтением Бодровым этого стихотворения, по-тарантиновски завершающегося грохотом выстрелов.
16 Как, с тем или иным знаком, утверждало большинство критиков, например Дмитрий Виленский в "ХЖ" в № 37.

© 2002 - Художественный журнал N°40

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1