"ДОЛЛИ В СТРАНЕ ЧУДЕС", "ПАМФЛЕТ". КУРАТОРЫ МАРИАН ЖУНИН, ЕЛЕНА КОВЫЛИНА. ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, МОСКВА МАРИЯ РОГУЛЕВА |
Для
того, чтобы совместить в нашем восприятии проекты, представленные в Институте
проблем современного искусства, необходимо выстроить дополнительный ментальный
конструкт (это благотворное усилие ума и есть один из основных продуктов
современного искусства). В рамках выставки произошло сопоставление некоей
квази-перспективы, то есть картины квази-будущего (показ работ двадцати
семи молодых художников под общим названием «Долли в стране чудес», и
квази-ретроспективы, отсылающей к отечественной творческой традиции, точнее,
к пьесе Чехова «Три сестры» (премьера видеоперформанса Мариана Жунина
«Памфлет»). Совмещение двух этих образных рядов дает ощущение квинтэссенции
настоящего времени, точки, в которой сходятся наши подспудные воспоминания
и смутные интуиции. Достоверности этого ощущения способствует общая тональность
проектов - тональность фарса. Зритель, оказавшись в роли растерянной овечки Долли, путешествует в выставочном пространстве среди работ художников, создававших, играя с идеей клонирования человека, свои образы мира «после эксперимента». Овечку это, может, и ввело бы в заблуждение, но мы-то видим, что в качестве картины будущего нам предлагается рентгеновский снимок нашего собственного сознания, насыщенного виртуальными образами. Здесь есть и документализация «бытового дискурса», протоколирование настоящего момента (например, работы Сергея Вишневского, Дмитрия и Анны Федоровых), и синкретические декларативные образы (апокалиптический андрогин в мандорле, представленный Леной Ковылиной), и образчики компьютерной эстетики (Денис Трусевич). Встречается как пессимистически-буквальное следование тематике клонирования (например, работа Маши Кравцовой, изображающая жутковатых одинаковых людей-овец, шагающих по городской улице), так и оптимистическое видение проблемы (Яша Каждан с его идеей клонирования собственных моделей; Лиза Морозова, представившая свой вариант индивидуализации и психологизации объектов предметного мира - в противовес унификации мира органического; Наталья Стручкова и ее вполне жизнеспособный «виртуальный клон»). В сочетании с немалой долей графомании и юмора, а также актуальным обращением (в отдельных работах) к гендерной тематике все это служит убедительным доказательством того, что катастрофически-фатальные перемены нашему искусству не грозят, и перспектива рисуется успокоительная. «Памфлет» Мариана Жунина - видеоперформанс, в котором приняли участие художники Виктор и Ольга Алимпиевы Елена Ковылина, Георгий Первов, Анна и Дмитрий Федоровы, Юлия Штерн. В контексте выставки проект иллюстрирует причастность современной художественной ситуации доброй традиции русской интеллигенции, страдающей от бесцельности своего существования и склонности к рефлексии. Но чеховский мир необъятной скучающей провинции сжат до клаустрофобического замкнутого пространства комнаты, а из текста «Трех сестер» то вяло, то экстатически звучат отрывочные реплики, повторяющиеся, как заклинание ( чаще всего - «В Москву, в Москву!..»). Вместо ностальгической трогательности - нарочитая бессмысленность действа, сначала комичного, потом навязчиво-абсурдного. Тщетные попытки героев приблизиться к мифу об актуальном искусстве, судорожная деятельность при отсутствии видимого ее смысла превращаются в пародийный мистический культ, кружение среди возгласов и куриного квохтания. Последние кадры «Памфлета» - музеефикация только что увиденного и фиксация его в прошлом, возвращение в настоящий момент, а может быть, в момент появления на свет маленькой овечки Долли. |