ЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ. "КВАДРАТ, ОПЯТЬ КВАДРАТ". МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР ИСКУССТВ, МОСКВА
ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ

Визуализация реальности, которую мы сегодня так энергетийно переживаем, имеет свои модели и мифологемы. Скрытые в недавних десятилетиях, они сегодня обретают свои последовательные воплощения и свою драматургию превращения внутреннего в феномен настойчивой визуальной явленности. Словно фокусник, непрерывно вытаскивающий бесконечные платки из бездонных пространств своих одежд, предстает мир перед нами, и этот образ перехода сокрытого в тотальный мимезис полностью описывается «супрематическим зеркалом» Казимира Малевича, «черным квадратом», геометрической формой первоначала, включающей в себя Все. Но осознать эту абсолютность и, более того, пластически осмыслить, - несомненно, требует соответствующей «оптики» и соответствующего зрения. Обнаружение «заданности» визуализации, ее программы формообразования, ее сегодняшней актуальности в культуре постдеконструкции - все эти позиции манифестирует новый проект Эдуарда Гороховского «Квадрат, опять квадрат». Да, опять квадрат, вошедший как метеор в жизнь шестидесятых, и сегодня вновь напоминающий о себе, но уже как прокомментированный образ, абсолютно отрефлексированная последовательность своих разверток и развоплощений, как пространственный ряд чисел Фибоначчи.
Квадрат в системе координат Эдуарда Гороховского открывает бесконечность истории в «горизонтальной» оси времени, ее полноту вариативности воплощаемых форм. Художник, используя все графические технологии - офорт, коллаж, аппликацию, рисунок, чертеж - деконструирует квадрат, «распаковывая» его плоскость и попустительствуя раскрытию его внутренних пространств. Квадрат, лишившись своей герметичности, предстает перед нами как организм с бесконечно сложной топографией - поверхностями, нишами, складками и рельефами. «Черный царственный младенец» К.М. в пластическом дискурсе Эдуарда Гороховского обнаруживает свою изначальность и абсолютную потенцию всех возможных жизней, визуальную экзистенцию и ее матричность, из которой все возникает и куда все возвращается. В своей гравитационной плотности он содержит генетический код, пластическую ДНК Вселенной, оставаясь во всех своих преобразованиях тождественным и имманентным ей. Его сингулярность, собранная в чудовищную массу всех будущих возможностей, где исчезает даже свет, принадлежит мифу о творении, и в своих самых предельных слоях реальности, в феноменах мимезиса он предстает сущностью, субъектом, осуществляющим себя органически, во всех предстоящих физических проявлениях, начиная с того момента, когда рождается время и пространство. И тогда хропотоп Квадрата реализует себя не только дискретно, как отдельное остановленное мгновение - он приобретает волновые свойства, начинает дышать, делиться, свидетельствуя о своей антропоцентричности, где космос моделирует человека и, наоборот, обретает его образ. Фактически в своих формах бытия, в своих «числах» и «структурах» в поэтике Эдуарда Гороховского, он и есть человек - наблюдатель и участник одновременно, целое и универсальная частица этого целого, единственное, что способно все преобразования мира сохранить в своей визуальной памяти. Человек в проекте Эдуарда Гороховского абсолютно адекватен Квадрату - проекции многомерных платонских идей и иконологии Леонардо да Винчи. При возведении в степень этот двумерный Квадрат последовательно реконструируется, набирая новые измерения, приближаясь к своему прообразу, вероятно, к кубу. Художник, опираясь на конструкции архитектонов Малевича и проунов Эль Лисицкого, пытается его «вычертить» в серии «графический анализ образа», материализовать наглядность его геометрических смыслов с помощью античного инструментария - линейки и циркуля, заключая в универсальные евклидовские аксиомы и открывая в лице - «лик». Антропоморфная реальность и классическая геометрия создают новую визуальность образа и смысла, превращаясь в своеобразный экран компьютера, совмещая виртуальный мир и непосредственность художественного видения. Его пространственные координаты вступают в игровой диалог и структурируют пограничные зоны с «философией общего дела» Н. Федорова, алхимическими стратегиями Марселя Дюшана и ноосферическими прозрениями Вернадского.
Переживая новую визуальность как бесконечную информацию, моделируя историю как визуальный процесс пластических мутаций, Эдуард Гороховский координирует образную ткань нашей памяти - культурной и социальной, совмещая ее с последствиями собственного личного внутреннего опыта. Генезис Квадрата проступает в его проекте в мерцании цитат мировой культуры, в автоцитации его собственных произведений и мифологем, в развертывании наслаиваемых циклов - «затмение квадрата», «из архива К.М.», «космос в квадратном телескопе», «ностальгия по черному квадрату». В свою очередь Эдуард Гороховский в своих стратегиях превращается в персонажа уникального перформанса Казимира Малевича - оперы «Победа над солнцем», в «фигурину», «путешественника по всем временам», наблюдая феномен Квадрата, как свидетельствует сам художник, в образах «бесконечной черной дыры», как «пульсирующую вселенную, существующую саму по себе».
Казимир Малевич указал на смерть картины в 1915 году. В начале нового тысячелетия Эдуард Гороховский подтверждает это пророчество своим проектом из 95 графических композиций, где можно увидеть 95 комбинаций картинного пространства как эсхатологическую тему гибели и возрождения цивилизации, Истока и исхода Всего. Осуществляя все творческие процессы практически рукотворно, но формализуя их как дигитальную информационную структуру, Эдуард Гороховский в проекте «Квадрат, опять квадрат» восстанавливает утраченные визуальные технологии, связывая их наследие с классическим авангардом и утверждая их присутствие в симуляционной реальности постмодернизма.
© 2002 - Художественный журнал N°40

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1