Александр Градобоев. "Синяя комната". Крокин - галерея, Москва
Александр Евангели

Это первая выставка галереи "Новая коллекция" под новым названием - "Крокин - галерея". Смену названия владелец галереи Крокин объясняет соображениями международного промоушена.
На фотографиях Градобоева - пластмассовые самолеты и автомобили на синем фоне, падающий в синюю жидкость пистолет; некоторые фотографии разрезаны на кусочки, каждый из которых помещен в целлофановый пакетик.
Работы из "Синей комнаты" идеально вписываются в стилистику прохладного офисного минимализма, одинакового в любой стране мира; эта глобалистская размерность существенна - она задает формат потребительского успеха.
"Синяя комната" апеллирует к современной коммуникации - функциональной, эмоционально монохромной, очищенной от иерархий и идеологий. Выставка не имеет экспозиционного центра: лаконичная, подсвеченная неоном титульная работа висит на одной из боковых стен автономно. Столь же самостоятельны феерические фотографии внутренней поверхности самолетного двигателя, а также экспозиционные изыски - фрагменты разрезанной фотографии, помещенные в пакетики, которые существуют одновременно как независимые объекты, элементы серии, части целого.
Доминанта синего цвета отсылает не к Иву Кляйну, а к синтетической визуальности хайтека. Через унифицированную эмблематику новой социокультурной среды художник пытается выразить актуальное самочувствие европейской культуры. Эстетика гигиеничного и стилистически цельного синего тематизирует синтетическое, которое вытесняет природное и заполняет предметный мир. Полюса-омонимы - пластмассовые игрушки, плавающие в синем шампуне "Макс-фактор", и высокие технологии авиакосмического салона "МАКС" - определяют силовое поле предметного мира, деформированного, как неким магнитом, состоянием актуальности. В пространстве искусственного света и в феноменологии синего художник видит общий пластический знаменатель, подведенный под систему вещей и условно названный "Макс-фактор". Александр Градобоев предъявляет зрителю фотографические гипотезы о природе этого тотализующего сознание знаменателя. Макс-фактор, по мнению художника, не только атрибут современного зрения, но также способ дистанцирования от действительности, визуальная форма ее стерилизации или ламинирования, защищающая от непосредственного контакта.
Проект лежит в русле набирающей силу метафоры машины, сконструированной природы и т. п. - разнообразно артикулируемой метафоры артистической и философской практики. Сделанная среда - например, жилье человека с игрушками и шампунями - привычно воспринимается как естественная, почти природная. Художник, акцентируя искусственное в естественном, инспирирует некий сдвиг, благодаря чему даже природное перестает радикально отличаться от сконструированного и становится частным случаем современной искусственной среды.

© 2002 - Художественный журнал N°41

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1