Павел Пепперштейн. "Годзилла против Розозавра". Галерея М. Гельмана, Москва
Оксана Саркисян

В галерее Гельмана открылась выставка Павла Пепперштейна "Годзилла против Розозавра". На ней представлены фарфоровые скульптуры ядерного взрыва всех цветов радуги и серия рисунков в стиле китайской акварели с изображением все того же ядерного гриба. Конечно, салонный стиль выставки был выбран Пепперштейном, давно мечтающим "оказаться в Голливуде", не случайно. В своем литературном эссе, сопровождающем экспозицию, он приводит примеры ангажированности поп-культурой этого образа (киносериал "Годзилла", бывший реакцией японцев на взрыв в Хиросиме, фильм американского режиссера Брюса Коннару "Бикини-47", мода на открытые купальники). В соответствии с этим текстом коллекцию ядерных взрывов от Павла Пепперштейна, импрессионистичную по духу и разнообразию цветовой гаммы, можно было бы рассмотреть как очередную сезонную коллекцию модной одежды с эксклюзивным тиражом и неповторимой оригинальностью каждого предмета. Но, несмотря на свое стремление слиться в безличии с массовой культурой, П. Пепперштейн вряд ли согласится на такую "попсовую" критику, да и мы тоже.
Ядерный взрыв преподносится автором как образ, сложившийся в поп-культуре. Общественный смысл и личные переживания смыты здесь бесконечным повторением как визуально-изобразительного ряда, так и слова "бикини", потерявшего свое первоначальное значение. Исчезают страх и ужас, исчезает этика, и остается голая эстетика. Но эта смертельная красота в данном случае не разрушительна. П. Пепперштейн называет свой выставочный проект именем динозавра из японского киносериала "Годзилла", который, несомненно, обладал позитивным терапевтическим эффектом (победа добра над злом и хэппи-энд). Поп-культура не обладает критической позицией - герой и антигерой имеют в масс-медиа одинаковый рейтинг популярности. Выставка в галерее Гельмана, исключающая из рассмотрения этический аспект ядерного взрыва, представляет его как декоративный предмет интерьера: отлитые из фарфора взрывы воспринимаются как дизайнерские объекты. В отличие от сделанных на заказ по эскизу фарфоровых форм (что соответствует стратегии ускользания автора), графический рисунок - художественная практика, обладающая предельной авторской искренностью. Поэтому, автор, чтобы избежать "влипания", как бы отстраняется и включает вместо себя в интригу проекта некоего персонажа - одержимого художника-пейзажиста, который что бы ни начинал рисовать, у него все равно получается ядерный взрыв.
Политизированная на первый взгляд тема проекта, соответствующая имиджу галереи Гельмана как наиболее радикальной московской галереи, в сущности демонстрирует декоративность практик актуального искусства в пространстве массовой культуры.

© 2002 - Художественный журнал N°41

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1