ОПРОСЫ
“Как случилось, что я стал художником?” Анатолий Осмоловский |
В изобразительное искусство я пришел из литературы. В 1987-1990 годах я,
Дмитрий Пименов, Георгий Туров и Григорий Гусаров создали литературную группу “Министерство ПРО СССР”, которая занималась различными литературными экспериментами. Их западные аналоги: французские группы «Тель Кель», «УЛИПО», поэты Раймон Кено, Дени Рош, американская “Школа языка” и др. Сочиняя достаточно сложные тексты на границе между современной поэзией и литературной критикой с элементами левацкой риторики в духе 68-го года, “Министерство ПРО СССР” стало известно в московском литературном сообществе благодаря ряду достаточно жестких скандалов, переходящих порой в мордобой. Скандальное поведение не было обусловлено стремлением к саморекламе, желанием известности: мы сознательно создавали образ авангардистов, представляя собой “подобие” современного авангарда. Скандалы чередовалась с сольными литературными выступлениями (приблизительно раз в месяц). Больше всего в литературном сообществе того времени нас - меня и моих друзей - раздражала безграмотность и глупость советских литературных “авангардистов”. Сейчас, перечитывая их стихи того времени, я думаю, что мы были не так уж не правы. Отсутствие связей с современной теорией в литературном процессе явилось катализатором моего перехода в изобразительное искусство. Действительно, современное изобразительное искусство – самое рефлексивное из всех видов искусств. Если в литературном процессе теоретическая рефлексия до сих пор остается невостребованной и ненужной, то в изобразительном искусстве (видимо, из-за влияния концептуализма) она является обязательной частью творческого процесса. Занятие изобразительным искусством я никогда не понимал как узкую деятельность по созданию качественного уникального предмета, скорее образ художника для меня был обобщенным образом деятеля культуры, способного писать критические тексты, организовывать выставки, создавать визуальные образы и даже участвовать в политическом процессе. Основанием для подобной претензии стало уникальное место современного искусства на границе между философией, политикой и визуальностью. Конечно, нельзя выделить какой-то один момент перехода в изобразительное искусство. Как и большинство подобных мигрантов, он состоял из нескольких стадий. Совершенно отчетливо помню, как, сидя в конференц-зале гостиницы “Юность” где в 1988 году проходило открытие “Публичного дома поэтов” (проект Григория Гусарова), я мучительно думал о “переходе” в изо. Я переживал этот переход как поступок - разрыв не cтолько с тусовкой, но, прежде всего, с литературной проблематикой, которая имеет свою специфику. В гостинице “Юность” я впервые столкнулся с современными художниками. Это был Авдей Тер-Оганьян и его ростовские друзья. Нельзя сказать, что встреча с Авдеем стала для меня знаковой, чем-то меня поразила, но это было первое достаточно тесное общение. Вторым этапом интеграции в современное художественное сообщество можно назвать общение с различными художниками в контексте Гуманитарного фонда им. Пушкина. В 1990–1991 годах создав с Пименовым и Гусаровым движение “Э.Т.И.” и уже активно занимаясь акционизмом, в офисе Гуманитарного фонда мы нередко сталкивались с художниками. Там я познакомился с О. Куликом. Это знакомство впоследствии вылилось в сотрудничество с галереей “Риджина”. И, наконец, важной встречей можно назвать встречу с В. Мизиано. Это была встреча с куратором, которая показала мне сильные и слабые стороны современного художественного процесса, его организационную специфику. Встреча с Мизиано произошла после возбуждения уголовного дела по поводу известной акции на Красной площади в 1991 году. Если же говорить о “судьбоносных” впечатлениях, фундаментально изменяющих систему взглядов и приоритетов, то это выставки Юккера и Раушенберга (особенно Раушенберга) в ЦДХ, инсталляция Ханса Хааке “Германия” на Венецианской биеннале 1993 года и фильм Жан-Люка Годара “Безумный Пьеро”. Визуальные впечатления от этих выставок до сих переживаются мной как феерические, ни с чем не сравнимые шоу (в позитивном смысле этого слова), где воедино слиты мысль и образ, стиль жизни и поведения и производство визуальности. Анатолий Осмоловский
Родился в 1969 г в Москве. Один из ведущих актуальных русских художников. Основатель целого ряда творческих групп и институциональных инициатив. Живет в Москве. |