ОПРОСЫ
“Как случилось, что я стал художником?”

Анатолий Осмоловский
В изобразительное искусство я пришел из литературы. В 1987-1990 годах я,
Дмитрий Пименов, Георгий Туров и Григорий Гусаров создали литературную
группу “Министерство ПРО СССР”, которая занималась различными
литературными экспериментами. Их западные аналоги: французские группы
«Тель Кель», «УЛИПО», поэты Раймон Кено, Дени Рош, американская “Школа
языка” и др. Сочиняя достаточно сложные тексты на границе между
современной поэзией и литературной критикой с элементами левацкой
риторики в духе 68-го года, “Министерство ПРО СССР” стало известно в
московском литературном сообществе благодаря ряду достаточно жестких
скандалов, переходящих порой в мордобой. Скандальное поведение не было
обусловлено стремлением к саморекламе, желанием известности: мы
сознательно создавали образ авангардистов, представляя собой “подобие”
современного авангарда. Скандалы чередовалась с сольными литературными
выступлениями (приблизительно раз в месяц). Больше всего в литературном
сообществе того времени нас - меня и моих друзей - раздражала
безграмотность и глупость советских литературных “авангардистов”. Сейчас,
перечитывая их стихи того времени, я думаю, что мы были не так уж не правы.
Отсутствие связей с современной теорией в литературном процессе
явилось катализатором моего перехода в изобразительное искусство.
Действительно, современное изобразительное искусство – самое
рефлексивное из всех видов искусств. Если в литературном процессе
теоретическая рефлексия до сих пор остается невостребованной и ненужной,
то в изобразительном искусстве (видимо, из-за влияния концептуализма) она
является обязательной частью творческого процесса. Занятие
изобразительным искусством я никогда не понимал как узкую деятельность по
созданию качественного уникального предмета, скорее образ художника для
меня был обобщенным образом деятеля культуры, способного писать
критические тексты, организовывать выставки, создавать визуальные образы и
даже участвовать в политическом процессе. Основанием для подобной
претензии стало уникальное место современного искусства на границе между
философией, политикой и визуальностью.
Конечно, нельзя выделить какой-то один момент перехода в
изобразительное искусство. Как и большинство подобных мигрантов, он
состоял из нескольких стадий. Совершенно отчетливо помню, как, сидя в
конференц-зале гостиницы “Юность” где в 1988 году проходило открытие
“Публичного дома поэтов” (проект Григория Гусарова), я мучительно думал о
“переходе” в изо. Я переживал этот переход как поступок - разрыв не cтолько с
тусовкой, но, прежде всего, с литературной проблематикой, которая имеет свою
специфику. В гостинице “Юность” я впервые столкнулся с современными
художниками. Это был Авдей Тер-Оганьян и его ростовские друзья. Нельзя
сказать, что встреча с Авдеем стала для меня знаковой, чем-то меня поразила,
но это было первое достаточно тесное общение. Вторым этапом интеграции в
современное художественное сообщество можно назвать общение с
различными художниками в контексте Гуманитарного фонда им. Пушкина. В
1990–1991 годах создав с Пименовым и Гусаровым движение “Э.Т.И.” и уже
активно занимаясь акционизмом, в офисе Гуманитарного фонда мы нередко
сталкивались с художниками. Там я познакомился с О. Куликом. Это знакомство
впоследствии вылилось в сотрудничество с галереей “Риджина”. И, наконец,
важной встречей можно назвать встречу с В. Мизиано. Это была встреча с
куратором, которая показала мне сильные и слабые стороны современного
художественного процесса, его организационную специфику. Встреча с
Мизиано произошла после возбуждения уголовного дела по поводу известной
акции на Красной площади в 1991 году.
Если же говорить о “судьбоносных” впечатлениях, фундаментально
изменяющих систему взглядов и приоритетов, то это выставки Юккера и
Раушенберга (особенно Раушенберга) в ЦДХ, инсталляция Ханса Хааке
“Германия” на Венецианской биеннале 1993 года и фильм Жан-Люка Годара
“Безумный Пьеро”. Визуальные впечатления от этих выставок до сих
переживаются мной как феерические, ни с чем не сравнимые шоу (в
позитивном смысле этого слова), где воедино слиты мысль и образ, стиль
жизни и поведения и производство визуальности.

Анатолий Осмоловский
Родился в 1969 г в Москве. Один из ведущих актуальных русских
художников. Основатель целого ряда творческих групп и институциональных
инициатив.
Живет в Москве.
© 2002 - Художественный журнал N°45