Мы. Они немы *
Алексей Беляев-Гинтовт

Алексей Беляев-Гинтовт, Андрей Молодкин. Атомное православие. Из проекта Новоновосибирск. 2000
Наш универсум
Имперская иерархия ориентирована строго вертикально. В традиционных обществах вершина кастовой пирамиды - жрецы и воины - венчается фигурой императора. Он помазанник Божий - в его лице обитатели империи заключают договор с Богом. Фигура императора священна. Священны институт власти, и территория, и все, что находится на ней.
Империя предполагает универсальную систему ценностей, знаков, кодов, которые, в первом приближении, подходят всем. "Цветущая сложность" имперской мозаики - это различные толкования единого принципа. Взаимоисключающие версии допустимы на полюсах. Границы - там, где люди не согласны с центральным принципом.
История не знает священных республик.

Третья столица
Очевидное возрождение российской государственности - прямое следствие позитивных и центростремительных процессов, победы гармонии над хаосом, строительства над разрушением. Коренная связь духовного и исторического пространств России выражена в ее сакральной географии. Абсолютно контрастные климатические зоны от Арктики до субтропиков можно посетить, не покидая территории одного государства, объединенного русским языком и православной традицией. Представлены: Ислам, Буддизм, Иудаизм.
Срединная по положению в Евразии страна включает в себя такие планетарные понятия, как Север и Юг, Восток и Запад. Двенадцать часовых поясов. Результирующий климат - континентальный. Резко континентальный.
Исторически прирастание российской территории на Севере и Юге являлось закономерным следствием движения освоителей на Восток. Партнерство традиционалистски ориентированной России с евразийскими центрами Традиции - Индией, Китаем, Исламским миром - представляется на сегодняшний день куда более перспективным, нежели сомнительные контакты с американизированной светской Европой.
Воссоздание суверенного государства на основе Российской Федерации и стратегической интеграции стран - участниц СНГ неминуемо ставит вопрос о местоположении главного города нового объединения - центра тяжести "Срединной Империи". Идея переноса столицы на Восток не нова. В ХХ веке этой темы касались Шестов и Устрялов, Леонтьев и Блок, Бердяев и Дугин. Унгерн фон Штеренберг осуществил первую часть Большого проекта, найдя столицу Евразии в Урге. В начале второй мировой войны, когда решался вопрос существования государства, запасная столица была определена на Нижней Волге - в Самаре.
При всей невероятной удаленности друг от друга стихийно выбранных столиц кризисного времени наблюдается тяготение к точке равновесия материка, к геометрическому центру ясности, к полюсу "Срединной Империи".
Новосибирск - город, расположенный на границе Западной и Восточной Сибири, относительно близко к Китаю и Индии, в геометрическом центре Евразии, умозрительно мог бы стать точкой сборки силовых осей Евразийского Проекта, детально описанного А. Дугиным.

Тезисы:
1. Новое стратегическое партнерство России в Восточном полушарии.
2. Мобилизационное развитие экономики страны, освоение самой малообитаемой территории для расселения, доступ к несметным богатствам Севера.
Евразийство - это шанс на возвращение в историю!

Стиль
Суть империи - Большой Стиль.
Оглядываясь назад, мы видим общие черты Большого проекта в Российской и Советской Державах. Полярно-райская цивилизация в советском обществе приняла вид концепции "Отложенного счастья". Анонимная воля, коллективизм, самозабвенный труд на благо потомков, когда заранее известно, что заявленные цели не будут достигнуты при жизни. Проект предполагает самоотвержение и мечту. Сбывается мистика истории. В процесс империостроительства вовлечены все. Созидательные силы искусства востребованы государством, ибо состоявшееся государство - это и есть Большой Стиль данной территории.
Классика не может быть маргинальной. Чувство центра, ощущение столицы передает именно классицизм, находящийся в неразрывной связи с ландшафтом, открывающий градостроительству путь устойчивого развития.
Базовые понятия Большого Стиля - иерархия, канон, ордер. Приметы стиля - польза, прочность, красота.
Аполлон с нами.

Техника

Имперский универсум в идеале не противопоставляет элитарное массовому. Ясная форма дневного сознания не отменяет онтологической глубины, общедоступной, как шариковая ручка. Каждый человек снабжен руками.

Глеб Косоруков. Из серии Монументы. 2001 г.Человек как Человек
Межвременье последних десятилетий привело к измельчению пространств. Западный культ индивидуализма в обществе тотального потребления достиг опасных пределов, лишил его адептов-модернистов чувства Большого Стиля. Часть посягнула на целое. Приватный, маленький человек, маргинал, лишенный онтологического измерения, претендует на центр. Раньше люди были больше.
Воспоминанию о "золотом веке" пассионарного взлета посвящена серия фотографий. Азарт здесь состоял в последнем самоограничении. Отсутствуют декорация, реквизит, дополнительный свет. Остается фотоаппарат с черно-белой пленкой и обнаженный человек на фоне неба.
Лишенный социального антуража, человек, окрылившийся высшим Смыслом, сможет стать Человеком!
Империя обязательно вернется!
Солнце за нас!
ПРИМЕЧАНИЕ

* Настоящий текст - продолжение проекта "Новоновосибирск" Алексея Беляева-Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова, который демонстрировался в 2001 г. в Государственном Русском музее и в Музее архитектуры, а также на Форуме художественных инициатив 2000 года.
Алексей Беляев-Гинтовт

Родился в Москве в 1965 г. Учился в МАРХИ. Художник, в 1988 - 1990 гг. участник Свободной Академии (Москва - С.-Петербург), участник групп "Лаборатория мерзлоты" и "ФСБ (Фонд Спокойного Благоденствия)".
Живет и работает в Москве.

© 2004 - Художественный журнал N°54

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1