Мы. Они немы * Алексей Беляев-Гинтовт |
Имперская иерархия ориентирована строго вертикально. В традиционных обществах вершина кастовой пирамиды - жрецы и воины - венчается фигурой императора. Он помазанник Божий - в его лице обитатели империи заключают договор с Богом. Фигура императора священна. Священны институт власти, и территория, и все, что находится на ней. Империя предполагает универсальную систему ценностей, знаков, кодов, которые, в первом приближении, подходят всем. "Цветущая сложность" имперской мозаики - это различные толкования единого принципа. Взаимоисключающие версии допустимы на полюсах. Границы - там, где люди не согласны с центральным принципом. История не знает священных республик. Третья столица Очевидное возрождение российской государственности - прямое следствие позитивных и центростремительных процессов, победы гармонии над хаосом, строительства над разрушением. Коренная связь духовного и исторического пространств России выражена в ее сакральной географии. Абсолютно контрастные климатические зоны от Арктики до субтропиков можно посетить, не покидая территории одного государства, объединенного русским языком и православной традицией. Представлены: Ислам, Буддизм, Иудаизм. Срединная по положению в Евразии страна включает в себя такие планетарные понятия, как Север и Юг, Восток и Запад. Двенадцать часовых поясов. Результирующий климат - континентальный. Резко континентальный. Исторически прирастание российской территории на Севере и Юге являлось закономерным следствием движения освоителей на Восток. Партнерство традиционалистски ориентированной России с евразийскими центрами Традиции - Индией, Китаем, Исламским миром - представляется на сегодняшний день куда более перспективным, нежели сомнительные контакты с американизированной светской Европой. Воссоздание суверенного государства на основе Российской Федерации и стратегической интеграции стран - участниц СНГ неминуемо ставит вопрос о местоположении главного города нового объединения - центра тяжести "Срединной Империи". Идея переноса столицы на Восток не нова. В ХХ веке этой темы касались Шестов и Устрялов, Леонтьев и Блок, Бердяев и Дугин. Унгерн фон Штеренберг осуществил первую часть Большого проекта, найдя столицу Евразии в Урге. В начале второй мировой войны, когда решался вопрос существования государства, запасная столица была определена на Нижней Волге - в Самаре. При всей невероятной удаленности друг от друга стихийно выбранных столиц кризисного времени наблюдается тяготение к точке равновесия материка, к геометрическому центру ясности, к полюсу "Срединной Империи". Новосибирск - город, расположенный на границе Западной и Восточной Сибири, относительно близко к Китаю и Индии, в геометрическом центре Евразии, умозрительно мог бы стать точкой сборки силовых осей Евразийского Проекта, детально описанного А. Дугиным. Тезисы: 1. Новое стратегическое партнерство России в Восточном полушарии. 2. Мобилизационное развитие экономики страны, освоение самой малообитаемой территории для расселения, доступ к несметным богатствам Севера. Евразийство - это шанс на возвращение в историю! Стиль Суть империи - Большой Стиль. Оглядываясь назад, мы видим общие черты Большого проекта в Российской и Советской Державах. Полярно-райская цивилизация в советском обществе приняла вид концепции "Отложенного счастья". Анонимная воля, коллективизм, самозабвенный труд на благо потомков, когда заранее известно, что заявленные цели не будут достигнуты при жизни. Проект предполагает самоотвержение и мечту. Сбывается мистика истории. В процесс империостроительства вовлечены все. Созидательные силы искусства востребованы государством, ибо состоявшееся государство - это и есть Большой Стиль данной территории. Классика не может быть маргинальной. Чувство центра, ощущение столицы передает именно классицизм, находящийся в неразрывной связи с ландшафтом, открывающий градостроительству путь устойчивого развития. Базовые понятия Большого Стиля - иерархия, канон, ордер. Приметы стиля - польза, прочность, красота. Аполлон с нами. Техника Имперский универсум в идеале не противопоставляет элитарное массовому. Ясная форма дневного сознания не отменяет онтологической глубины, общедоступной, как шариковая ручка. Каждый человек снабжен руками. Человек как Человек Межвременье последних десятилетий привело к измельчению пространств. Западный культ индивидуализма в обществе тотального потребления достиг опасных пределов, лишил его адептов-модернистов чувства Большого Стиля. Часть посягнула на целое. Приватный, маленький человек, маргинал, лишенный онтологического измерения, претендует на центр. Раньше люди были больше. Воспоминанию о "золотом веке" пассионарного взлета посвящена серия фотографий. Азарт здесь состоял в последнем самоограничении. Отсутствуют декорация, реквизит, дополнительный свет. Остается фотоаппарат с черно-белой пленкой и обнаженный человек на фоне неба. Лишенный социального антуража, человек, окрылившийся высшим Смыслом, сможет стать Человеком! Империя обязательно вернется! Солнце за нас! ПРИМЕЧАНИЕ * Настоящий текст - продолжение проекта "Новоновосибирск" Алексея Беляева-Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова, который демонстрировался в 2001 г. в Государственном Русском музее и в Музее архитектуры, а также на Форуме художественных инициатив 2000 года.
Алексей Беляев-Гинтовт
Родился в Москве в 1965 г. Учился в МАРХИ. Художник, в 1988 - 1990 гг. участник Свободной Академии (Москва - С.-Петербург), участник групп "Лаборатория мерзлоты" и "ФСБ (Фонд Спокойного Благоденствия)". Живет и работает в Москве. |