Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/2003-01-24/popova200103/

Триумф повседневности
2309, 20.01.03 // 1872

В Новом Манеже премией "Серебряная камера" наградили авторов лучших фоторепортажей о Москве. Все они вдохновлялись самыми обыденными вещами

"Серебряная камера" - конкурс московский, и все, что на нем представлено, - про Москву: про дома, про жителей и гостей, про столичные катаклизмы и природу. Чтобы как-то упорядочить этот изобразительный поток и не заставлять членов жюри сравнивать портреты с фасадами, придумали три номинации - "Архитектура", "События и повседневная жизнь" и "Лица". Судя по результатам конкурса, самая плодотворная тема сегодня - повседневная жизнь.

Что касается архитектуры, то конкурс в очередной раз засвидетельствовал: сложное это дело - постройки снимать. Похоже, немногие из тех, кто представил свои работы, понимали, что им нужно от здания, попавшего в объектив. И потому запаслись кто специальным техническим приемом (имитация негатива в отпечатке), кто - особенно головокружительным ракурсом. Среднестатистическое же удобоваримое архитектурное фото выглядит сегодня примерно так: рабочий клуб времен конструктивизма, снятый на черно-белую пленку в стильном ракурсе. Кажется, все, что на этом пути могло быть сделано, уже сделали в 20-30-е годы, и потому ждать здесь открытий не приходится. И все-таки нашелся фотограф, который, оставаясь в рамках той самой черно-белой "супрематической" стилистики, умудрился всех, включая жюри, поразить. Это - Владимир Мишуков со своей серией "Хай-тек". Тысячу раз отснятый Крымский мост он снял так, что теперь непонятно, почему это раньше никто не додумался задрать голову прямо под натянутыми стальными конструкциями и посмотреть, как они аккуратно, словно по линеечке, расчерчивают небо, являя собой воплощение легкости и жесткости одновременно. В общем, Крымский мост обрел один из лучших своих портретов, а Мишуков - "Серебряную камеру", то есть первую премию в номинации "Архитектура".

Надо сказать, что Владимир Мишуков, если бы это не противоречило всем на свете правилам, мог бы получить первые призы и в других номинациях. Замечательна его серия "Поздний город" - черно-белая эстетская хроника самого обычного вечера, когда происходят самые обычные вещи: люди болтают, сидя в кафе, допоздна торчат в своих офисах, глазеют на витрины, кого-то поджидают у подземных переходов. В общем-то не так уж и важно, чем они занимаются. Главное - это блики, тени, позы, жесты - случайные узоры повседневности, которые обычный глаз не "считывает". Другая серия фотографа - "Люди в красном" - это еще один гимн случайности, городской бытовухе, которая вспыхивает то ослепительно красными резиновыми ботами на старушечьих ногах, то пурпурными штанами безвестного работяги, то каким-нибудь пылающе-красным окошком. Словом, сюрприз на каждом шагу - протри глаза и любуйся. Если сам ничего не замечаешь, рассматривай снимки.

Фотографы, как будто сговорившись, решили доказать: тут-то, в нашей обыденности, и таится все, на что стоит тратить пленку. В поисках фотогеничного материала они отправились в разные непоэтичные места - в обшарпанные дворы (Людмила Зинченко), на рынок у Киевского вокзала (Татьяна Антошина), на овощную базу (Юлия Орентлихерман), на мясокомбинат (Анатолий Балясов). Там они, под стать современным художникам, обнаружили много интересного, например необычные натюрморты - гроздья сосисок и душевых шлангов, живописные груды железяк и почти мондриановские композиции из ящиков для картошки. А кроме того - презанятные лица. За них, а точнее, за серию "Простые люди", Людмила Зинченко получила "Серебряную камеру" в номинации "События и повседневная жизнь". Антошиной достался один из специальных призов в номинации "Лица" (главную премию в "Лицах" получил Владимир Сумовский за портреты старейших фотографов). Из того же городского хаоса - свадебных плясок на пустырях, купания в фонтанах, воскресных гулянок - сложилась пестрая, агрессивная серия Сергея Браткова, который получил специальный приз Альфа-банка "За современный взгляд".

Впрочем, "современный взгляд" присущ многим конкурсным работам этого года. Выражается он и в пристальном внимании к вещам повседневным, никчемным и порой заведомо приземленным, и в сознательном уходе от нарочито постановочных фото. И именно такой "современный взгляд" - залог принадлежности фотографии к актуальному искусству, в котором обериутский слоган "Искусство - это шкап" из абсурдной шутки неожиданно превратился в главный творческий принцип. Искусство теперь - это и шкаф, и ботинки, и гвозди.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1